Он жадно жил
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Биография Льва Кононова – интересная, как и у всякого творческого человека. Родился в Тамбове в 1927 году. Это родной город его мамы, Лидии Павловны Поповой. Отец – Сергей Георгиевич – курянин, в Тамбов попал на практику, там и познакомился с будущей женой.    
Продолжение. Начало в №19 от 13 февраля, №30 от 12 марта
Беззаботное детство
Отец окончил знаменитую «Плехановку» – институт народного хозяйства, мама – учительница. Сергей Георгиевич получил назначение в свой город. Семья поселилась в двухкомнатной квартире на улице Софьи Перовской. Здесь у Кононовых родился еще один сын Борис.
Родители выбрали для Льва ближайшую – 11-ю школу. В первый класс пошел в 1934 году. Учился хорошо. Из класса в класс переходил с похвальными листами.
У него были два увлечения – техника и животные. Собака, кошка, кролик – спутники детства Льва Кононова. И необычайный интерес к технике: почему и как работают примус, детекторный приемник, часы, замки. Мальчик ремонтировал  кое-какие домашние вещи.
В 1930-е годы царило массовое увлечение авиацией, на втором месте были автомобили. Если летать не получится, можно  ездить по земле.
Первой инженерной практикой для Льва Кононова стал деревянный самокат на подшипниках. Курск для самокатчиков – просто рай: много холмов. Особый шик – прокатиться с Красной площади до Покровского рынка. Но только поздно вечером. Самокаты берегли, как сейчас скутеры. Они были единственным транспортным средством – велосипедов было мало и они считались роскошью. Мечтая о полетах, Лев записался для начала в авиамодельный кружок во Дворце пионеров и школьников.
Так и жил парнишка – ходил в походы, летом пропадал на Тускари и Сейме, играл в футбол, волейбол, городки... Детство кончилось 22 июня 1941 года. Все сразу стало иным.

Жизнь изменила война
Школу закрыли под госпиталь, родители были на военном положении. И взрослые, и дети рыли окопы, готовили ящики с песком для тушения пожаров. Отец записался в ополчение, мама с детьми уехала в Тамбов.  Там Лев поступил в ремесленное училище, освоил слесарное дело, трудился на заводе, где выпускали снаряды. Работал споро, умело, перевыполняя довольно высокие нормы. И получил первую награду – именные часы.
Вести из Курска приходили неутешительные: немцы заняли город. Отец с ополченцами влился в армию. В 1942 году он погиб подо Ржевом. В начале 1943-го Лев окончил автокурсы и получил права на управление грузовым автомобилем.
В 1944-м семья вернулась в Курск. Лев работал на автобазе. Освоил токарное и фрезерное дело, сварку газовую и электрическую – стал мастером на все руки.
Записался в мотокружок. Бывший фронтовик Василий Митрофанович Гридасов увлек парнишку не только гонками, но и постоянным желанием что-то улучшать в своей машине и вообще в технике. Гонщиком  был хорошим, но до высот Шушманова не добрался. Его больше интересовал сам процесс соревнований, чем победы и призы. Однако Лев стал чемпионом Курска в гонке на мотоцикле с объемом двигателя в 125 кубов и призером всесоюзных соревнований.
Война не дала ему возможности окончить среднюю школу, и он самостоятельно экстерном освоил программу и получил аттестат зрелости. Поступил в железнодорожный техникум. Параллельно записался в аэроклуб, мечта о небе не покидала. Успел осмотреть курские окрестности, прыгая с парашютом. И даже полетал на учебном самолете с инструктором.  Жил жадно – все хотел успеть.

Формула успеха
После техникума поступил в Харьковский автодорожный институт. Так начался очередной этап жизни. Вот уж где он развернулся! Учился легко, пригодились многочисленные профессии и увлечения. Но свободного времени снова не было: выступал в мотогонках и даже попробовал себя в автогонке, записался в научный кружок.
Студенты своими руками с подачи Льва создали гоночный автомобиль «ХАДИ» –Харьковский автодорожный институт. На четвертом курсе Кононов выступил на студенческой научной конференции с докладом «Скоростной автомобиль ХАДИ». Это по сути была заявка на аспирантуру.
Лев стал к тому времени заметной фигурой в автоспорте – не только участвовал, но и был судьей всесоюзных соревнований. Деканат дал ему направление в аспирантуру и очень хотел оставить у себя талантливого студента. Но Горьковский автозавод пригласил на дожность конструктора. И то, и другое  выгодно и престижно. Что выбрать?
Лев Сергеевич удивил всех   знакомых: он выбрал третье – вернулся в Курск на автобазу, где работал ранее. Его назначили начальником гаража. Он жадно набросился на работу – заботился о водителях, создавал комфортные условия, даже начал реконструкцию гаража. Но вскоре поймал себя на мысли, что рутинная работа руководителя тяготит... Душа просила творчества – строить машины, искать новое.
И он пошел во Дворец пионеров и школьников.

Продолжение следует.
Василий ВОРОБЬЕВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...