Рекою горя стала Чусовая…
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Рекою горя стала Чусовая…


Учреждения культуры по-прежнему закрыты, но жизнь в них продолжается. Коллектив драмтеатра завершает работу над новым спектаклем – данью памяти о героях, одолевших фашизм.    
К 75-летию Победы пьесу известного драматурга Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» поставил давний друг курян – режиссер Вячеслав Сорокин. Спектакль этот требует особой душевной работы – непростой и для актеров, и для зрителей. В беседе с корреспондентом «ГИ» впечатлениями о произведении поделились режиссер и исполнители главных ролей.
О войне без битв
– Вячеслав Николаевич, кто выбрал эту пьесу к юбилею  Победы? Ведь у Владимира Гуркина не показано войны как таковой, место действия – деревня далеко в тылу, где-то под Пермью (тогда она называлась Молотов) на берегу могучей реки Чусовой.
Вячеслав Сорокин:
– Художественный руководитель драмтеатра, народный артист России Юрий Бурэ обратил внимание на эту пьесу. Когда я был худруком в Красноярском театре, ставил «Звездопад» Виктора Астафьева, там тоже непосредственно бои не показывали. И можно вспомнить много таких спектаклей. Ведь театр в первую очередь рассматривает человеческие отношения, в том числе в напряженных, экстремальных условиях. И с этой стороны пьеса не может не волновать. Она одна из последних, если не последняя в творчестве Владимира Гуркина. И на ее страницах драматург совершил, говоря словами того же Виктора Астафьева, «последний поклон» родным, вынесшим тяготы войны. Он не раз писал о любви, о чистоте души простого человека. Но в данной пьесе достиг поистине чеховской магии. Как в пьесах Антона Павловича: люди просто садятся за обед, а в это время рушатся судьбы…

О женских образах
– Вопрос артистке Елене Цымбал. В этой постановке женщины необычные – могучие, словно деревянные идолы древних пермяков. Тяжело было вживаться в непривычный образ?
Елена Цымбал:
– В других российских городах женщины не слабее. Уже только родившись, любая понимает, что в жизни легко не будет. Если надо, проявится такой мощный стержень! Они и сами выстоят в войну, и мужчинам помогут вынести все горести.
– Уж больно не похожа эта роль на ваши предыдущие работы…
Елена Цымбал:
– Мои героини все с характером и сильные! Та же Нина Заречная – неужели слабый человек?
– Но в «Чайке» речь идет о силе творческой, а тут героиня бревна таскает!
Елена Цымбал:
– Да, мы такие – все можем!
К разговору присоединяется артист Евгений Сетьков –  исполнитель роли Римаса Патиса, «холостяка».
Евгений Сетьков:
– По-хорошему, по Станиславскому, нас – всю труппу – надо бы недельки на две на лесозаготовки, чтобы дух ощутить. Чтобы сбитые руки, ноги, никакого маникюра… А пока… остается все это представлять в воображении.
Вячеслав Сорокин:
– Вы говорите про внешние приметы, лучше задумайтесь о нравственной чистоте этих женщин. Вот ради чего создавал пьесу драматург! То, что трудятся на лесосплаве, не означает, что они мужиковатые. Наоборот, хранят женское начало. Как та же Нюрка, которая старше сестер и «тащит» на себе пятерых детей.

О добре и зле на сцене
– Вопрос к Евгению Сетькову. Ваша роль сугубо положительная… Не досадно было увидеть распределение, ведь в злодеях всегда больше ярких красок?
Евгений Сетьков:
– Явно отрицательный персонаж здесь один, и на сцене  его ни разу не видим. Мой герой эмоциональной окраски не лишен, как и остальные. В нем буря страстей, чувство долга борется с уставами, которыми, конечно, руководствуется на службе сотрудник НКВД. Сколько раз Римас нарушал тогдашний Уголовный кодекс! Вопреки приказу спасал жизни «врагов народа», закрыл глаза на народное возмездие председателю-предателю… Он много переживает, умеет страстно любить.
Вячеслав Сорокин:
– Он не ради карьерного роста пошел в органы и заслуживает уважения. Какой внутренний конфликт бушевал в его душе! И человеческое начало победило.
Евгений Сетьков:
– Но Римас  порядочностью не бахвалится, просто живет по  правде.
Елена Цымбал:
– Недаром одна из героинь ласково называет  его  «дядей»…
Вячеслав Сорокин:
– И Петр в баню приглашает… Римас, конечно, не всенародный любимец Анискин, но его уважает все село. А есть и второй представитель – пришелец Губарь, который непосредственно не появляется. Он враг, рушит все, что люди создавали годами.
– Когда знакомишься с текстом Гуркина, понимаешь, что герои будут несколько раз обращаться к старинной казачьей песне. А еще чем характерно музыкальное оформление спектакля?
Вячеслав Сорокин:
– Мы с заведующим музыкальной частью Ильей Исааковичем Сакиным работаем в тандеме в четвертый раз. Он признанный мастер, всем курским театралам известны его профессионализм, чутье на мелодии, созвучные замыслам того или иного драматурга. Песня про казака действительно прозвучит, выражая разные настроения: и жизнерадостный мажор, и бойцовский характер, и свет надежды… И музыка Альфреда Шнитке, от начала до финала, тоже очень подходящая по настроению. Нельзя не отметить и вдохновенную сценографию главного художника театра Александра Кузнецова: она помогает понять происходящее, при этом не углубляясь в быт.
Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...