Свет далекой звезды
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Свет далекой звезды


Родоначальник картинга в Курске Лев Кононов понял, что рутинная работа на автобазе его не удовлетворяет, душа требовала творчества, строительства и проектирования новых машин, участия в гонках. И он пошел во Дворец пионеров. О работе там речи не было, хотел попросить выделить в подсобном помещении бокс для будущей гоночной машины.    
Продолжение. Начало в №19 от 13 февраля, №30 от 12 марта, в №34 от 21 марта
Директор Дворца Михаил Аронович Немежанский долго разговаривал с молодым инженером.
– Бокс выделим. Но с одним условием.
– С каким?
– Возьмешь кружок по автоделу – строй свои автомобили, но вместе с ребятами.
Это было историческое предложение. Михаил Немежанский рисковал, конечно, приглашая на работу человека без педагогического образования, но увидел другое – горячее желание что-то созидать, строить, искать. От этого выиграли не только они оба, но и тысячи мальчишек в Курске и стране, которых Лев Кононов увлек новым видом спорта – картингом.
Во Дворце было много кружков и талантливых педагогов. Например, Виктор Васильевич Агибалов – мастер радиодела. А с приходом Льва Кононова картинг стал ведущим направлением. И Михаил Немежанский, и Лидия Девянина, сменившая его на посту директора, уделяли ему много внимания и вовлекли в этот вид весь педагогический коллектив.
Когда в Курске проходили соревнования по картингу, весь Дворец: руководители технических и театральных кружков, мастера кулинарии и балета – все участвовали в их организации.

Из техников в педагоги
Лев Сергеевич окунулся в любимую работу с головой. Быстро нашел общий язык с ребятами и завоевал авторитет. Умел работать на всех станках! И слесарь, и токарь, и сварщик – мастер на все руки. Увлекал мальчишек какими-то фантастическими проектами. Казалось, неосуществимыми. Но проходило время, и за ограду Дворца выезжал сделанный совместно с воспитанниками сначала маленький автомобиль, затем автобус. И это не игрушки, а настоящие машины, зарегистрированные в ГАИ.
Дворец пионеров и школьников многое получил с приходом Льва Кононова. Остальным педагогам стало легче: испортится швейная машинка или фотоаппарат – Лев Сергеевич починит. Он был безотказным. Да и любая поломка вызывала у мастера спортивный интерес, хотелось найти причину и устранить ее.
Технический талант у него был и раньше, а педагогический раскрылся уже во Дворце.
Вспоминает Леонид Агацков:
«Запомнился случай, который произошел в нашей группе. В основном там были мальчишки с центральных улиц Ленина, Горького, Володарского, а я с Мурыновки, с окраины. После часа занятия Лев Сергеевич отпускал нас отдохнуть минут на десять. И вот однажды после такого перерыва не нашел любимую ручку с золотым пером. Ему ее привезли с зарубежных соревнований то ли Володя Лыткин, то ли Виталик Маленкин.
– Ребята, может кто-то взял посмотреть и забыл положить?
Все молчали. Наставник попросил посмотреть на полу, может, в щель закатилась. Не нашли. Лев Сергеевич опечалился. Теперь понимаю, что он расстроился не только из-за ручки, а потому, что кто-то из  учеников стал воришкой.
И вот встали два брата, по-моему, с улицы Володарского, и указали на меня:
– Он последним выходил из помещения и мог взять.
Я задохнулся от обиды, вскочил. Лев Сергеевич долго молчал, потом обратился ко мне:
– Леня, ты взял ручку?
– Нет, – твердо и громко сказал я, хотя меня трясло.
– Все. Вопрос закрыт, – сказал тренер. – Работайте.
Но братья стали травить меня. Цеплялись по любому поводу. Лев Сергеевич отчитал их. Руководитель готовил нас не только по технике, но и по общефизической подготовке. Однажды проводили соревнования по прыжкам с места, один из братьев прыгнул, и у него из кармана вылетела ручка Кононова.
Лев Сергеевич собрал нас:
– Ребята, вы в этом месяце пережили событие, которое должно стать уроком на всю жизнь. Первое – поражаюсь терпению этого мальчика, – он подошел и обнял меня. – Уверен: из Лени выйдет настоящий гражданин нашей страны. Второе – наверняка кто-то из вас знал, кто украл авторучку. Но молчал и позволял этим негодяям глумиться над товарищем. Мне стыдно за вас. Ну а третье – вы сами понимаете. Я вас не выгоняю, но хочу, чтобы вы  прочувствовали свой поступок.
Братья на занятия больше не приходили. Лев Сергеевич назначил меня старшим в группе. Потом доверял мне помогать в проведении соревнований».

Золотая эпоха картинга
В «Асеевке» хранится книга Льва Сергеевича «Микроавтомобили курского Дворца пионеров и школьников», изданная в 1963 году. В ней рассказ об ЭЛМА –экспериментальной лаборатории микроавтомобилей, чертежи машин и первая инструкция по проведению состязаний.
Как думаете, сколько нужно машин и участников для соревнований? Ответ изумляет: всего один карт и один гонщик. Нужно подобрать метров 300-500 ровной трассы. Записать время заезда. Попытаться побить его во второй, третьей, пятой попытках, соревнуясь с самим собой.  Могут состязаться и несколько человек, тоже на одном карте: проехал, уступил машину следующему. Можно дать человеку две попытки. Главное, и это была цель Льва Кононова, найти ровную площадку.
Он ходил по городу в поисках мест для стартов. Понимал как важна безопасность. И для участников, и для зрителей. Машины хоть маленькие, скорости очень высоки. Лев Кононов писал: обязательны шлемы и ограждения для зрителей. Для этой цели хорошо подходят старые покрышки.
Первый чемпионат РСФСР состоялся в далеком Омске. На пьедестале только наши: Виталий Маленкин, Евгений Чертов, Владимир Лыткин. Это был 1963 год. И сразу Дворец занял первое место в России среди школьников.
В 1965-м соревнования проводились в Курске на привокзальной площади. Пассажиры пригородных и дальних поездов с удивлением смотрели, как с ревом носились маленькие машины. Володя Лыткин стал чемпионом РСФСР и выполнил норму мастера спорта СССР.
В 1966 году Федерация автоспорта доверила нашему городу проведение зимнего чемпионата СССР. Гонки прошли на стадионе. Во всех четырех классах машин куряне стали чемпионами: Володя Лыткин, Володя Трубников, Женя Чертов и Гена Диваков.
В 1967-м Льва Сергеевича назначили тренером сборной СССР по картингу. Но в том же году на соревнованиях в Курске, где Лев Сергеевич был судьей, один из картов вышел из-под управления и сбил основателя картинга. Тот упал и ударился головой об асфальт. Его последние слова, как рассказал брат Борис, были: «Береги нашу маму».
P.S. Над нами миллиарды звезд. Некоторых уже нет, но свет от них еще идет на землю. Так и дела Льва Кононова: хоть его и нет с нами, тысячи людей помнят наставника, живут по его советам и поучениям. И передают детям умения, которые привил Лев Сергеевич.
Он похоронен на мемориале у Никитской церкви. Его именем названы одна из улиц города и гордость Курска – картодром.
Продолжение следует.
Василий Воробьев.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...