«Фронтовик с душой поэта»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Так называли Юрия Васильевича Аникеева. О себе он не писал никогда – только о боевых товарищах, чья юность совпала с войной. И теперь нам предстоит рассказать об этом скромном человеке, ставшем в 17 лет участником Великой Отечественной войны.    
Правда, сам ветеран не считал себя героем – так, обычный пацан, каких тысячи в России. Часто бесшабашный, иногда задиристый, умеющий постоять за друга. Неслучайно одно из стихотворений Юрия Васильевича так и называется «Пацаны». В нем фронтовик рассказывает о боевых товарищах, 17-20-летних. И разве мог парнишка военного поколения представить, что впоследствии мы, внуки Победы, назовем его героем?
Судьба Юрия Васильевича схожа с жизненным путем многих ровесников. В 16 лет он завершил обучение в паровозной группе. Юру взяли третьим помощником на паровоз, выдали спецодежду. Парень с гордостью шагал после трудовой смены домой. Душа ликовала: с каким восторгом девчата смотрят на форму железнодорожника, и как хочется жить, мечтать, любить!..
В жизнь ворвалась война
Утро 22 июня 1941-го застало Юрия Аникеева в пути. Плановая остановка. Самого молодого на паровозе машинист отправил к придорожному ключу за водой. Юноша набрал в бачок ледяную родниковую воду, с удовольствием хлебнул из ладони, умыл лицо. Свежо, в низине стелился туман, до чего же красиво! Невольно засмотрелся на светлеющее небо и вдруг замер, пораженный увиденным: утреннее зарево на востоке – это понятно, но чтобы на западе одновременно полыхала заря? Да не может быть! Так заявила о своем приходе война…
Юра Аникеев продолжил трудиться на железной дороге. Дел было много: эвакуация детей в тыл, вывоз промышленных предприятий, техники. 22 октября через Курск проследовало оборудование с Харьковского тракторного завода. Как вспоминал Юрий Васильевич, это был последний мирный эшелон, а уже 2 ноября фашисты захватили родной город. 15 месяцев враги хозяйничали на курской земле. Смириться? Быть покорным фашистам? Нет, нельзя. Бунтарское сердце Юры ждало своего часа. Наконец появился долгожданный шанс снова послужить Родине, но уже не в тылу, а на фронте.
8 февраля 1943 года 60-я армия, куда входила и 121-я стрелковая дивизия, освободила Курск от немцев. На улице Ленина открылся призывной пункт, и юноши со всех окраин города начали прибывать  на стадион «Динамо». Юра со школьными друзьями был в первых рядах добровольцев. Командование приняло решение сформировать роту автоматчиков из местной молодежи. За комплектование состава отвечал капитан А.И. Киселев, председатель комиссии. Собеседование длилось недолго, и вскоре Юра с двумя друзьями стали военными. Всего же 100 юношей в возрасте 17-20 лет вошли в состав роты, которую впоследствии назвали «курской».
Обучение длилось недолго, «скороспело», с февраля по май, – таковы неумолимые условия военного времени. Вчерашние пацаны быстро освоили фронтовые «премудрости»: бесшумно проползать через препятствия, метко бросать гранаты, стрелять из окопа. Изучили будущие автоматчики и трофейное оружие (врага надо знать в лицо). Наконец новобранцам выдали обмундирование и боевое оружие. Рота приняла присягу. Юрий Аникеев был готов защищать Родину.
Выполнили приказ
Есть события, которые врезаются в память навсегда, годы их не сотрут. Такие отметины – военные эпизоды – были и у Юрия Аникеева. В августе 1943 года 121-я стрелковая дивизия получила обращение военного совета 60-й армии о наступлении по всему фронту: «Отчизна зовет нас: вперед, на запад!.. Мы идем в наступление. Будьте героями!». И они, юные бойцы роты курских автоматчиков, героями стали.
Командование приняло решение: форсировать Сейм в районе села Капыстичи, чтобы нанести упреждающий удар по противнику. Роте автоматчиков отводилось в наступательной операции важное место своеобразного ударного взвода, она должна была обеспечить действия флангов при атаке. Заодно с танками автоматчикам необходимо было ворваться в боевые порядки немцев и провести зачистку их траншей. Трое суток бойцам во главе с командиром А. Максименко приходилось маскироваться в болотных зарослях, чтобы наблюдать за перемещениями противника, вносить корректировки в план атаки. Каково это, провести трое суток без движения, пока злющие комары разжирели от выпитой крови советских солдат? Но надо терпеть, чтобы ни одним движением не выдать себя врагу. И пацаны из роты автоматчиков мужественно терпели невзгоды.
Летние ночи коротки, и вот на востоке заалела заря, а в воздух взметнулась зеленая ракета – сигнал к наступлению. Залпы артиллерии. Переправа. Атака. Рота курских автоматчиков выполнила поставленную задачу, и на прорыв пошли наши танки.
Снова дорога Курск – Рыльск.  Летняя жара, бескрайние поля. В прежнее время здесь по обочине свободно и безбоязненно разгуливали аисты, радостным курлыканьем встречая мирную зарю. Но птиц не было, куда-то исчезли, пытаясь схорониться от бесконечных бомбежек. Было только мужество защитников Родины, которым нет дороги назад.  30 августа был освобожден Рыльск, а дивизии приказом Верховного Главнокомандующего присвоено почетное наименование «Рыльская».
Помню я вас, автоматчики!
Новая боевая задача – переправа через Днепр. 13 октября 1943 года в районе Глебовки и Ясногородки советских бойцов встретила непрекращающаяся пулеметная стрельба вражеского орудия и всполохи бесконечных сигнальных ракет. В такой непростой обстановке у связного Юрия Аникеева была особая задача – обеспечить своих беспрерывной связью, не дать замолчать телефону, от которого зависит и судьба, и действия целого дивизиона. Этот штурм на утренней заре Юрий Васильевич запомнил навсегда. Последним для многих из роты автоматчиков стал бой за деревню Глебовка Дымеровского района Киевской области. Здесь из 100 юношей закончили боевой путь почти все: «Их осталось 12 лишь, лишь 12 из целой роты...» –  написал Юрий в стихотворении «Пацаны» сразу же после похорон товарищей.
Помню я вас, автоматчики,
Курские юные мальчики,
Глебовку, штурм на заре,
Павших в бою на Днепре...
Проходили годы, а у фронтовика продолжали болеть не столько боевые ранения, сколько душевные раны. И эстафету памяти из года в год подхватывали неравнодушные люди. В свое время артист Курской филармонии Геннадий Чебанов, заслуженный работник культуры РФ, стал автором музыки к стихотворению «Пацаны». Добрый пример сохранения памяти о ветеране показывает и внук – Александр Жиленков: он выступает с песней на региональных и всероссийских конкурсах и фестивалях. Слова, написанные в «сороковые, роковые», обретают новое звучание в музыке, соединяя  поколения молодежи – военной эпохи и наших дней.
Юрия Васильевича Аникеева, увы, нет с нами. 95-летие ветерана будем отмечать без него. Но живут его стихи. И сохраняется память о  роте курских автоматчиков, во многом благодаря творчеству фронтовика с душой поэта.
Марина СКАРЛЫГИНА,
заведующя литературным отделом музея боевой славы
121-й стрелковой дивизии (лицей-интернат №1).
Фото предоставлено автором.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...