Рожденная побеждать
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Военно-патриотический клуб «Красная гвоздика» и музей боевой славы 121-й стрелковой дивизии лицея-интернета №1 более 50 лет занимаются историей Великой Отечественной войны. За годы кропотливой работы накоплен большой материал об истории и боевом пути 121-й Рыльско-Киевской Краснознаменной, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии, о ее воинах из поколения победителей. Об одном из них и пойдет речь. Нина Сергеевна Луценко (в девичестве Букреева) – женщина легендарной судьбы, несгибаемой силы воли и мужества, которой 22 августа этого года исполнилось бы 95 лет.    
«Рождается человек, а с ним – судьба», – говорила Нина Сергеевна. Разве могла она, простая деревенская девчонка из многодетной семьи, знать, что в 17 лет станет плечом к плечу с опытными офицерами и бывалыми солдатами у противотанкового 45-миллиметрового орудия, будет наводчицей пушки, за отвагу получит заслуженные ордена и медали? Но все это впереди, а пока…
Родилась Нина Сергеевна 23 августа 1925 года в селе Букреево Бесединского района Курской области. Детство было самое обычное, как у всех сельских ребятишек предвоенной поры. За пять километров ходила в школу с тремя старшими братьями и сестренкой. Окончив семилетку, выпускница мечтала об учебе в городе, но планы нарушила война.
Курянка хорошо помнила 22 июня 1941 года: «Страшную весть о начале войны с гитлеровской Германией принес двоюродный брат Толя. Он стоял растерянный, с бледным лицом. Война! Сколько тревожных мыслей пронеслось в голове. Провели собрание молодежи в колхозном клубе.  Смотрела на ребят и думала: как они вдруг сразу повзрослели… Первым на фронт ушел отец – Сергей Букреев. Он скупо попрощался с мамой, а она уже не могла плакать, смотрела на него сухими, странными глазами. Затем томительно долго глядела ему вслед. Потом точно так же мама провожала двух моих братьев, а позже и меня».
Под натиском врага Красная армия отступала, оставляя советские города и села. Вскоре фашисты пришли и на курскую землю. С октября 1941-го по февраль 1943 года в родном селе Нины хозяйничали оккупанты. Многое пришлось пережить ей и односельчанам за эти страшные дни.
Именно тогда Нина твердо решила во что бы то ни стало попасть на фронт, рассчитаться с фашистами за погибших родственников и друзей, стать солдатом и выполнить долг перед Родиной.
Зимой 1943 года пришло долгожданное освобождение от оккупантов. 5 февраля войска 121-й стрелковой дивизии вошли с боями в село Букреево. Наши бойцы остановились в селе на ночлег. В хате Нины разместился командир 209-го  отдельного  истребительного противотанкового дивизиона майор Туркин с замполитом Рудницким. С рассветом наши части уходили вперед, и Нина решилась. Подошла к командиру и попросилась с ними на фронт. «Что у меня детский сад, что ли!?», – вспылил майор. Но девушка стояла на своем.
Видя упорство дочери, в разговор вступила мать Нины, Меланья Терентьевна: «Возьмите ее с собой, сыночки. Ведь все равно убежит – я ее знаю!  А вы, я вижу, люди хорошие. И если она будет с вами, мне будет спокойнее».
Перед таким напором даже офицеры Красной армии не смогли устоять. И уже 6 февраля 1943 года 17-летняя Нина Букреева попала на фронт, приняла участие в освобождении Курска в качестве санинструктора. Пригодились знания, которые получила, окончив еще до войны первый курс фармацевтической школы в городе Льгове. У Нины началась новая фронтовая жизнь, которая постоянно испытывала ее на прочность.
Нелегкая служба у санинструктора на войне, но Нина мечтала о большем – ей хотелось стать артиллеристом. Когда артдивизион четыре месяца стоял под Рыльском (Марьино), командование решило провести учебные стрельбы и, так называемое, лечение от «танкобоязни», Нина Букреева участвовала в них наряду с мужчинами. Первая «танковая обкатка» показала неплохие результаты. Девушка сдала экзамен на «отлично». За удачно проведенные учения и хорошую боевую подготовку ей присвоили звание «Ефрейтор», а 17 апреля  1943 года Нина приняла военную присягу.  Ефрейтора Букрееву зачислили в боевой артиллерийский расчет 209-го противотанкового дивизиона.
«Я решила для себя, что назад дороги нет и теперь необходимо побеждать не только врага, но и свои слабости, преодолевать страх, усталость, физическую и душевную боль. В моменты, когда казалось, что силы меня покидают, помогала фотография из дома. В коротких передышках между боями я будто разговаривала с родными на карточке. И мне кажется, что именно это оберегало на протяжении всей войны», – вспоминала Нина Сергеевна.
К началу июля 1943 года на Курской дуге немцы сосредоточили против войск Центрального и Воронежского фронтов до 50 дивизий. 209-й отдельный истребительный противотанковый дивизион вместе с другими частями готовился к отпору врага. 5 июля рано утром немецкие войска начали наступление. Фашисты применили тяжелые танки «тигр», рассчитывая на непробиваемость брони. Но наши артиллеристы доказали, что и такой «крепкий орешек» им по зубам.
Фашисты с самолетов сбрасывали не только бомбы, но и пустые бочки, куски рельсов, поленья дров. На протяжении нескольких дней 209-й противотанковый дивизион вел жестокий бой. В его составе отчаянно бился и расчет орудия Нины Букреевой. Девушка подносила ящики со снарядами (а ведь каждый из них весил более 30 килограммов). Когда нужно было переместить пушку на новую позицию, вместе с расчетом впрягалась в орудийные лямки. В том бою погиб наводчик противотанкового орудия и девушке пришлось заменить его у пушки.
Убили командира подразделения пехотинцев, прикрывавшего артиллерийские расчеты. Солдаты, растерявшись, начали отступать. И Нина бросилась навстречу бойцам. Схватила за «грудки» первого попавшегося, встряхнула его со всей силы и закричала: «А кто воевать будет? Назад, отступать некуда! Смелее вперед!» И бойцы, словно устыдившись   слабости перед стойкостью хрупкой девушки, снова заняли боевые позиции.
После разгрома немецких войск на Курской дуге Нине особенно запомнилась битва за Днепр: «В течение трех суток мы удерживали береговую высоту. Ее непрерывно бомбили и атаковали гитлеровские автоматчики при поддержке танков. Приказ командования был выполнен – плацдарм удержали, но ценой жизни моих боевых товарищей. Из расчета в живых остались только двое: я и Николай Соломаха, заменивший погибшего командира орудия».
После памятного 1943 года война покатилась на запад. В районе Житомира  гитлеровцы предприняли мощное контрнаступление. Перед нашими войсками стояла задача – малыми силами удержать оборону.
У села Дивочки Нина Букреева и товарищи приняли бой с 20 немецкими танками. Фашистские бронемашины появились неожиданно, в каком-то полукилометре и времени на пристрелку не было. Первые два выстрела мимо, третий промах может оказаться роковым. Хорошенько прицелившись, Нина Букреева неспешно нажала на спуск. Снаряд точно попал в цель. Неравный бой длился несколько часов. Батарея Нины уничтожила 12 немецких машин. За этот бой ефрейтор Букреева была награждена орденом Красного Знамени.
Освободив Украину, 121-я стрелковая дивизия шла победным маршем по дорогам Польши и Чехословакии. Свой боевой путь сержант Букреева закончила 11 мая 1945 года под Прагой. Радомышль, Обоянь, Острополь, Киев, Ровно, Житомир, Каменец-Подольск, Кельце, Ярослав, Радохов, Виттенберг, Эссен – вот далеко неполный перечень фронтовых дорог, которыми прошла Нина Сергеевна с  боевыми товарищами в годы Великой Отечественной войны.
После окончания войны Нина Сергеевна Букреева (Луценко после замужества) вела активную трудовую и общественную жизнь, училась, стала заботливой женой и матерью. Но и в мирное время продолжала традиции поколения победителей. Одной из не многих женщин Нина Сергеевна работала в литейном цехе Курского завода тракторных запчастей. Многие годы была верным другом и активистом военно-патриотического клуба «Красная гвоздика» и музея боевой славы 121-й стрелковой дивизии лицея-интерната №1. Большое внимание уделяла патриотическому воспитанию молодежи, встречалась со школьниками, рассказывала ребятам суровую правду о войне.
«Ведь это наше будущее, им продолжать и приумножать то, что мы завоевали. И я верю в них…» – говорила Нина Сергеевна.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...