Незабытая трагедия флота
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Незабытая трагедия флота


Море – море... Практически у каждого это слово найдет отзыв в душе. Кому-то вспомнятся ласковые волны Средиземки или Красного моря, кто-то вспомнит скачущий по волнам черноморский «банан», параплан, парящий над водной гладью... Словом, море – это почти всегда море радости и позитива.    
Мне же слово «море» напоминает о суровой воде Берингова и Охотского морей, о Великом, но не тихом океане, о ревущих сороковых, ночных авралах, борьбе с обледенением и прочих «прелестях» морской службы. Конечно, начни жизнь сначала,  вновь и вновь выбрал бы морскую судьбу. Однако сейчас хотел вспомнить и помянуть тех моряков, которые ушли в бессрочный поход, из которого нет возврата.
Вообще, история нашего флота богата различного рода морскими катастрофами – крупными и мелкими, известными или скрытыми под грифом «секретно». Недаром  учебник по борьбе за живучесть корабля является квинтэссенцией опыта спасения экипажа в различных форс-мажорных обстоятельствах. И все-таки катастрофы на море, увы, происходят и уносят с собой не только новейшую и дорогую технику, но и жизни моряков. Об одной такой катастрофе хотел бы рассказать.
Случилось это в середине прошлого века, в далеком уже 1955 году, ровно 65 лет назад. 28 октября линкор «Новороссийск», завершив с оценкой «отлично» учебные стрельбы из главного  калибра, пришвартовался на «бочку» (якорная стоянка) в Севастопольской бухте. Настроение у команды было приподнятым: еще бы, находящийся на борту заместитель командующего флота, контрадмирал Петр Уваров поблагодарил за отличную стрельбу, а это значит и новый значок на форменку, и внеочередное увольнение на берег, а кому-то и краткосрочный отпуск на родину. Из Москвы также пришла приятная весть: срок службы на флоте сокращался с пяти лет до четырех. (Нынешним призывникам «годичникам» этого не понять). Ну и наконец приближалась годовщина Великого Октября – праздник в те времена значимый и широко отмечаемый.
Наступила ночь и корабль погрузился в сон. Спали все, кроме вахтенных служб.
Вдруг в 1 час 15 минут огромной силы взрыв потряс громаду линкора, вскрыв его как консервную банку от днища до верхней палубы и шириной от борта до борта. Взрыв произошел в районе полубака (ближе к носу корабля). Артиллерийские погреба с практически  полным боезапасом чудом не сдетонировали, иначе разнесло бы и пол-Севастополя. Конечно, экипаж боролся за живучесть корабля. Была и помощь извне – буксиром пытались вытолкнуть линкор на мель. Однако взрывом был поврежден брашпиль – устройство для подъема-спуска якорей, вследствие чего крен корабля только увеличился.
В 4 часа 15  минут «Новороссийск» опрокинулся вверх килем – «оверкиль» по морскому. В «низах», то есть внутри корпуса, в машинно-котельном отделении осталось много членов экипажа, находившихся там по боевому расписанию. При численности экипажа 1300 человек официальная цифра погибших 650! Такой трагедии советский, да и российский Военно-морской флот не переживал никогда.
Каковы же причины ужасного взрыва, произошедшего на линкоре «Новороссийск»? Для этого необходимо углубиться в историю самого корабля. Линкор был построен в 1911 году, а в 1913-м вошел в состав ВМС Италии под именем «Джулио Чезаре» (Юлий Цезарь). После окончания Великой Отечественной войны по репарации был передан Советскому Союзу 3 февраля 1949 года. После переоборудования и перевооружения линкор был наречен «Новороссийском» и зачислен в состав Черноморского флота СССР. Кстати, при переоборудовании артиллерийской части на башне главного калибра были установлены 320-миллиметровые орудия, способные стрелять ядерными боезарядами. Нельзя не учитывать, что все это происходило в разгар «холодной войны».
По словам капитана I ранга Бориса Каржавина, автора книги «Тайна гибели линкора «Новороссийск», было выдвинуто три версии взрыва: необнаруженная с войны немецкая донная мина; минирование линкора в Италии с отложенным взрывом; диверсия с помощью мини-подлодки. Первая версия, по мнению автора, маловероятна, ибо дно Севастопольской бухты после войны было тщательно обследовано, а вот вторая и третья кажутся вполне достоверными. Так, при ремонте в Италии взрывчатку можно было нанести и в виде краски, и в виде изоляционных материалов. Взрыв же небольшой мины с мини-подлодки привел к детонации этой взрывчатки и столь значительным
разрушениям. Кстати, несколько итальянских торговых судов, находившихся поблизости накануне взрыва, дружно ушли, а «король» итальянских подводных диверсантов, князь Валерио Боргезе вдруг срочно перебрался в Испанию под «крылышко» генерала Франко, с которым у нас не было дипломатических отношений. Также итальянская пресса сообщала, что за выполнение некоего специального задания анонимная группа итальянских военнослужащих была отмечена высшими наградами.
Так все это было, или не совсем так, уже, наверное, не узнаем никогда. Много десятков лет трагедия официально замалчивалась. А увольняемым в запас матросам «особисты» грозили пальчиком: смотри, мол, не болтай, ничего не было, ничего не знаешь. Ни один из существующих документов до сих пор не дает прямого ответа на главный вопрос: что же стало причиной катастрофы? Разбираться — задача экспертов. Для нас важно сохранить память. Вот и геройски погибшие не на войне братишки – матросики и офицеры – смотрят на нас издалека и просят: «Не забывайте...».
И мы, конечно, помним. 29 октября, как водится, придем в Михайловский морской храм, где установлен памятный камень 15 морякам-курянам, погибшим на линкоре «Новороссийск».
И в скорбном строю с нами будет стоять артиллерийский электрик с «Новороссийска» Федор Егорович Гостев, которому тогда удалось спастись. Навсегда ему врезалась в память опрокидывающаяся громада линкора, черный борт, по которому скатывался в черную октябрьскую воду, бушлат, который отдал товарищу.
Будут кадеты 18-й школы с замиранием сердца слушать ветерана. Батюшка отслужит поминальную и все мы, моряки-ветераны, дружно поклонимся подвигу «новороссийцев».
Ветеран флота
Александр Белоусов.
Фото предоставлены автором.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...