Море стало последним пристанищем
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Море стало последним пристанищем


В феврале этого года в газете вышел очерк краеведа Вячеслава Жидких «Куряне Северного флота». В нем, в частности, упомянут советский транспорт «Марина Раскова» (бывший американский «Айронклайд») и тральщики «Т-114» и «Т-118», потопленные 12 августа 1944 года немецкой подводной лодкой. В той трагедии уцелел лишь «Т-116». Судно приняло на борт 186 пассажиров и моряков с потопленных кораблей, однако остальным спастись не удалось.    
После публикации автору позвонил Алексей Волков, стоявший у истоков создания совета ветеранов ВМФ Курска. С этой встречи и началось расследование, основными этапами которого Вячеслав Жидких делится с читателями «ГИ».
Статья в «Российской газете»
Моряк-североморец Алексей Волков  заметил, что в рассказе не уделено должного внимания гибели транспорта «Марина Раскова», и передал  номер «Российской газеты». Здесь под рубрикой «Расследование» напечатана статья «Тайна последнего кунгаса. Следствие раскрыло новые данные о самой большой трагедии в Арктике 75 лет назад». В ней – как раз о гибели «Марины Расковой».  Пять лет назад в Заполярье группой энтузиастов-поисковиков были проведены раскопки братской могилы, найдены останки нескольких человек и частично сохранившиеся фрагменты документов и записной книжки. В статье также была дана ретроспектива событий периода лета 1944-го:
«В конце августа 1944 года к острову Белый в Карском море прибило полузатопленную деревянную лодку – кунгас. В нем находилось 20 тел… Эти люди были последними из тех, кто пытался выжить в открытом бушующем море после гибели парохода «Марина Раскова» и двух прикрывавших его тральщиков. Из 752 человек тогда погибли 378. Среди них 136 женщин и детей, практически все, кто находился тогда на судне. Море стало их последним пристанищем, пучина пощадила тела только 20...
Трупы находившихся в кунгасе людей метеорологи местной станции похоронили здесь же, на острове, в братской могиле. Следы ее с годами размыло волнами, разметало и сравняло ветром. И только четыре года назад волонтеры, занимавшиеся расчисткой острова от хлама, скопившегося с советских времен, нашли захоронение. Началось следствие...».
При раскопках захоронения были обнаружены и фрагменты документов, которые передали в Экспертно-криминалистический центр ГУ МВД России по Свердловской области, где они в течение нескольких месяцев исследовались специалистами. Удалось установить, что один из документов принадлежал Терещук Кузьме Яковлевичу. Собрали по частичкам и «Красноармейскую книжку», однако имени погибшего установить не удалось.
Далее автор очерка Елена Мационг пишет: «При этом на «Красноармейской книжке» частично был выявлен домашний адрес, очевидно жены или родителей красноармейца – Ровенская область, Рокитновский район».
Криминалистам удалось установить, что ряд текстовых документов раньше были частью одной записной книжки, на листах которой обнаружено название затонувшего судна «Марина Раскова» и фрагменты адресатов полевой почты: «Дубранова Валя... Курская об. Кореневский район село Шептуховка... к/... имени «1-го Мая»... Щ?киной Анне ...новне», «...06810, Н.Л. 48818 Белкину А.А.»

Поиск в Кореневском районе
В документе упоминалась малая родина краеведа, и он не мог оставить эту тему без внимания. Началась подготовка писем-обращений, которые были отправлены в Кореневский район Курской области. В них Вячеслав Жидких просил выяснить, – проживают ли ныне на территории района две женщины – Валентина Дубранова и Анна Щукина (Щекина)? Понимая, что возраст их ныне был бы весьма критический, просил попытаться найти  родственников (детей, внуков).
И архивисты Кореневского района, и муниципальные служащие сельсовета, к которому относится село Шептуховка, и учителя Шептуховской школы проявили ответственность и внимание. Были не только просмотрены записи в похозяйственных книгах периода 1940-х, но и проведены беседы со старожилами в надежде, что они вспомнят женщин (в годы войны, вероятно, еще юных девушек). Но все было напрасно...

Краснофлотец Василий Шавырин
Время летело, поиски «забуксовали». Но вот, в канун юбилея Победы, на Вячеслава Жидких вышла в социальных сетях библиотекарь из Кореневского района Лидия Шавырина-Родюкова. Она сообщила, что прочитала в местной газете «Голос района» статью краеведа «Загадочные страницы истории» и ей есть что поведать. Оказывается, дядя ее мужа – Василий Шавырин – служил химистом на одном из упомянутых погибших тральщиков, а именно «Т-114». Более того у Лидии имелись раритетные фотоснимки, которые она вскоре прислала краеведу.
Позже Вячеслав Жидких отправил запрос и в город Мурманск – в Военно-Морской музей Северного флота. Просил сообщить, были ли в экипажах погибших тральщиков «Т-114» и «Т-118» моряки из Курской области, и (если были) прислать список их имен и адреса родственников. Но интересующих сведений не получил.

Звонок эксперта-криминалиста
Вскоре появилась еще одна возможная «зацепка». В интернете курянин прочитал, что эксперты-криминалисты Свердловской области также исследовали несколько фрагментов писем, найденных в братской могиле на острове Белый.
Напрямую послать электронное обращение-запрос в ГУ МВД по Свердловской области  у Вячеслава Жидких   не получилось. «Споткнулся» на графе: «Где совершено преступление?». В Карском море!?.
Пришлось послать ряд писем на другие адреса. Одно – в «Карские экспедиции» – именно поисковики этого отряда вели раскопки на острове Белый. Второе письмо отправилось в региональное отделение Общероссийского движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». В конце-концов письма краеведа были пересланы уральцами в ГУ МВД по Свердловской области.
Расследование длилось более пяти месяцев, когда курянину позвонил из Екатеринбурга старший офицер-криминалист Дмитрий Коковин, которому пришлось заниматься экспертизой документов, о которых говорилось в письмах. Подполковник рассказал, что это были лишь фрагменты и текст в них не имел ни связанного целостного содержания, ни новых имен и адресов.

Вместо послесловия
Фактор времени имеет существенное значение. Ведь прошло три четверти века! Поэтому и эффективность подобных поисковых исследований весьма небольшая. И все же автор выражает благодарность всем сотрудникам и специалистам, как Курской, так и Свердловской областей, помогавшим ему.
Если у вас есть сведения о Валентине Дубрановой и Анне Щукиной (Щекиной),  а также других членах экипажей  кораблей, погибших в 1944-м, поделитесь ими с Вячеславом Жидких в электронном письме по адресу zhidkikh.vs@mail.ru.
Фото из архива Вячеслава Жидких.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...