Разнообразные. Не те
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Разнообразные. Не те


Лукашин и Надя впервые встретились… в Курске    
Новый год немыслим, почти как без елки, без рязановской «Иронии судьбы». Но еще за 6 лет до того, как отечественные телезрители впервые посмеялись над злоключениями Жени Лукашина, его «искючительную» (помните ошибку в титрах?) историю достойно воплотили артисты Курского драмтеатра.
Записки критика
К сожалению, одно из ключевых отличий театра от кино в том, что спектакли, если они не записаны на пленку, покидая афишу, исчезают навсегда… Остаются разве что фотоснимки, программки, рецензии… и добрая память в зрительских сердцах.
Об удивительном новогоднем происшествии на 3-й улице Строителей в Москве и Ленинграде, которое разыграли курские актеры на улице Перекальского (по тогдашнему адресу театра), напомнила в книге «Что для меня неповторимо…» научный сотрудник Литературного музея Евгения Спасская. «Смешно? Не только…», – так называется рецензия, которой и открывается сборник статей разных лет.
Датирован отзыв 19 марта 1970 года – полвека миновало. Худруком театра в ту эпоху был Николай Григорьевич Резников, заслуженный артист РСФСР, тонкий мастер и чуткий педагог. Но комедия «Однажды в новогоднюю ночь» (под таким названием шла в Курске пьеса Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова) стала дипломной работой Владимира Забелло, выпускника прославленного ЛГИТМиКа (Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии), а ныне заведующего кафедрой режиссуры, кино и телевидения Белорусской государственной академии искусств.
Отзыв Евгении Спасской так и начинается вослед афише: «Однажды, в новогоднюю ночь, два человека нашли друг друга, нашли свое счастье. Это случилось неожиданно, внезапно. Поначалу все было странно и даже смешно…». Критик не могла не изложить вкратце сюжет, которому только предстояло стать хрестоматийным. Поэтому здесь можно пробежаться глазами по абзацам вплоть до упоминания исполнителей главных ролей.

Курский Ипполит и другие
У сыгравшего Женю Владимира Буканова, несмотря на такую веху, дальнейшая актерская карьера не сложилась. Лишь после тщательных поисков нашлись в сети упоминания о службе Владимира Ивановича в театрах Хабаровска и Рязани да единственный снимок в роли грибоедовского мужа-подкаблучника Платона Горича.
Побольше информации о Галине Загвоздиной – Наде Шевелевой. При худруке Резникове она занимала ведущее место в труппе, играла, например, шекспировскую Клеопатру и героиню еще одной известнейшей комедии Эмиля Брагинского с Эльдаром Рязановым, — «мымру» Людмилу Прокопьевну Калугину.
«Сослуживцы», пьеса, воплощенная одним из соавторов на телевидении как «Служебный роман», тоже шла в начале 1970-х на курской сцене
Впоследствии Галина Павловна вместе с мужем, заслуженным артистом РСФСР Леонидом Загвоздиным, перебралась на другой конец страны, служила в театрах Уссурийска и Владивостока.
«Но в комедии всегда есть нечто серьезное, – продолжает разговор театровед. – Может быть, злое, а где-то, возможно, и человеческая боль… Так, как, например, у одного из героев пьесы – Ипполита. Его очень правдиво, убедительно играет Е. Лашков». Евгений Дмитриевич Лашков (17 марта 1928 – 18 сентября 1992), заслуженный артист России с 1968 года, выступал не только как актер, но и как режиссер. А с 1966-го два десятка лет возглавлял народный театр при Доме работников просвещения на улице Дзержинского. Зрителям наверняка запомнился гробовщик Бонасера из «Крестного отца» и верный долгу архивариус из «Рыцарских страстей», или уморительные сцены из «Рождества в доме синьора Купьелло» – еще одной новогодней комедии на курской сцене.
«Сама корректность, чтобы не сказать – чопорность, даже в отношениях с любимой женщиной, расчетливость, которая чувствуется и в его запоздалом намерении жениться, и в желании не унизить себя, не пасть в глазах других. Хотя именно это и происходит с ним. Видя рядом Ипполита и Евгения, Надежда отчетливо чувствует разницу их душ, характеров. Сравнение и рушит все столь благополучные планы Ипполита. И когда он понимает это, то становится уже не только смешным: вместе с неприязнью он вызывает и жалость…», – продолжает в своем отзыве критик.
Честно говоря, призадумаешься: уж не помогли ли находки Лашкова мэтру Юрию Яковлеву? Ведь и «Утиная охота» с Юрием Корчагиным в курской версии не уступала ленфильмовскому «Отпуску в сентябре» с Олегом Далем, ни наша «Поминальная молитва» с Евгением Поплавским – ленкомовской с Евгением Леоновым…
Проблема одинаковых домов также не осталась вне внимания курской творческой команды. «Об этом с большой иронией говорит Автор, образ которого очень интересен и важен для всей пьесы, – отмечает Евгения Спасская. – Он помогает развитию действия, когда оно несколько приостанавливается... Он словно читает мысли своих героев и старается помочь им лучше разобраться друг в друге».

Звонок из прошлого
Корреспонденту«ГИ» удалось связаться с исполнителем роли Автора – заслуженным работником культуры России Вячеславом Юркиным. Звонок застал Вячеслава Александровича за несколько минут до начала его лекции – профессор преподает в Московском гуманитарном университете. Ранее он возглавлял Крымскую филармонию (и даже предстал в роли самого себя в известном музыкальном фильме «Душа»), 10 лет был директором культового театра «Табакерка», 6 лет –  директором-распорядителем в академическом Театре Маяковского.
– Мы работали с большой отдачей, – поделился воспоминаниями мастер. – Спектакль шел несколько сезонов, зрители его любили, особенно студенты музыкального училища и пединститута, который окончил в свое время и я сам. Любопытной была сценография от художника-постановщика Константина Кулибина.
Также Вячеслав Александрович вспомнил о первом впечатлении от фильма, снятого, как уже отмечалось, около 6 лет спустя:
– В кино-то многое легче показать, чем в театре: и баню, и зиму.
Фотоснимок сцены из спектакля «Однажды в новогоднюю ночь» украшает фойе театра юного зрителя «Ровесник» имени Игоря Селиванова. Его основатель играл одного из друзей Лукашина – Александра. Еще ряд кадров и драгоценную программку предоставил архив драмтеатра.
«Новый спектакль волнует, радует, – так завершалась рецензия, – заставляет еще раз не только улыбнуться, но и осмыслить увиденное». А корреспондент «ГИ» постарается в наступившем году воскресить и иные подробности этой достойной работы на курской сцене.
Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...