Как воспитатель из Курска стала лучшей в России
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» , – сказал однажды педагог, писатель Василий Сухомлинский. И был прав, ведь  тактильные ощущения влияют на развитие нервной системы и головного мозга. Этот принцип взяла в основу своей здоровьесберегающей образовательной технологии курский педагог-психолог детского сада №3 Анна Бараненко, ставшая в прошлом году лучшим воспитателем России. Как ей это удалось?    
Прежде чем прийти в психологию, Анна Васильевна работала учителем математики. Но душа тянулась к другому – хотелось детально и подробно изучать, как строятся отношения между людьми, на чем основывается то или иное поведение. Специальность психолога курянка получила в Московском региональном институте высшего социально-экономического образования.
– Не только училась у педагогов вуза, но и сама целенаправленно добывала знания, – рассказала Анна Бараненко.
Один из самых любимых ее предметов – конфликтология, изучающая причины зарождения, развития, разрешения конфронтаций всех уровней с последующим их завершением.

Найти компромисс
Упоминание о конфликтах встречается во многих древних памятниках литературного искусства. Вспомните хотя бы библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы. Древнегреческий философ Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как непременное условие общественной жизни, он говорил, что противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего». Не обходилось без споров и в  Древней Руси, когда в поединках, решая кто сильнее, сходились богатыри.
– Умение распознавать и предупреждать конфликты, а также управлять ими, открывает перед человеком большие возможности. Ведь, обладая определенными знаниями, он сможет успешно выйти из любой ситуации, – пояснила Анна Васильевна.
Пример: поссорились муж и жена. Из-за непонимания между ними может разгореться серьезный семейный скандал, результатом которого станут негативные эмоции, полный разлад отношений, а возможно и разрыв.
– Поэтому лучше предупредить конфликт, чтобы не пожинать горестные плоды. Следует успокоиться и обсудить проблему, найти компромисс, договориться, – посоветовала педагог-психолог. – А при бездействии – уходе от ответственности и нежелании прекратить спор – ситуация может усугубиться.
Конфликты бывают разные: между поколениями, между начальником и подчиненным, между малышами в детском саду. Самые юные участники ссор, показывая несогласие с чем-то, познают мир, учатся общению.

Психологии все возрасты покорны
Анна Васильевна не совсем согласна с утверждением, что пожилые люди как малые дети. Изучая психологию каждого периода жизни (возрастная психология состоит из трех подотраслей: геронтопсихологии, детской, пре- и перинатальной), курянка пришла к выводу, что единственная схожесть малых и больших в том, что к тем и другим требуется особый подход.
– Дети доверчивые: что им сказали, в то они и верят. А люди старшего поколения мудры опытом и эмоциональной устойчивостью, – поделилась Анна Бараненко. – Характер людей с возрастом меняется:  к старости они становятся ранимыми и обидчивыми, отсюда и сравнение с детьми.

Работа на результат
В конце прошлого года Анна Бараненко участвовала в VIII Всероссийском конкурсе «Воспитатели России». Курянка победила в номинации «Лучший воспитатель – профессионал, работающий со здоровьесберегающей образовательной технологией».  Ее методика основана на принципах нейромоторного развития.
– У многих детей с проблемами отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, а еще недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность работы рук, – пояснила Анна Васильевна. –  Нарушение моторики отрицательно сказывается на познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Психологи отмечают, что увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости и потере интереса к учебе. Поэтому важно проводить комплексную психокоррекционную работу.
– Ее основой и обязательной составляющей являются особые виды гимнастики, позволяющие не только снять отдельный симптом, но и нормализовать психику, – продолжила специалист. – Наблюдаем за детьми, как у них развиты навыки самообслуживания: может ли ребенок завязывать шнурки, как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, рисует квадрат, человека.
Основной этап работы с дошколятами – коррекционно-развивающие занятия. В качестве разминки используются дыхательные упражнения в сочетании с движениями тела. Это способствует оптимизации кровообращения, вентиляции всех участков легких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дышать надо в медленном ритме, дыхание должно содержать четыре равные по времени фазы: «вдох – задержка – выдох – задержка». Это успокаивает и помогает концентрации внимания. Плавные «растягивающие» движения снимают мышечное напряжение, повышая уровень психической активности и работоспособности.
Следующий этап здоровьесберегающей технологии – ритмирование. Ориентация на внешний ритм не только активизирует слуховой канал восприятия, но и помогает детям настроиться на общий темп работы. Например, при выполнении любых упражнений, где педагог вслух считает детям, можно, одновременно хлопая в ладоши, варьировать скорость выполнения, то ускоряя, то замедляя ее. Можно использовать чередование звуков разной громкости и тональности внутри ритмического рисунка. Это способствует развитию внимания и большей приспособляемости детей к изменяющимся условиям.
Рассказывая о здоровьесберегающей технологии и вспоминая конкурс, в котором стала лучшей, Анна Васильевна отметила, что есть люди, которые работают на победу, она же – только на результат.
– Для меня главная награда – когда родители благодарят, а дети добиваются успехов! – призналась курянка.
Екатерина ПРОЗОРОВА.
Фото из архива героини публикации.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...