Живописный Ликоренко
Свежий номер: 9 мая 2024 (4974)
тираж номера: 4092 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Исполнилось 100 лет со дня рождения Израиля Ликоренко. Акварели его авторства давно стали одним из источников, с которым сверяются краеведы, проверяя историю здания или улицы. А все потому, что Израиль Иосифович рисовал множество работ-реконструкций такими, какими он их помнил в детстве и юношестве, или опираясь на архивные документы. Как экономист Ликоренко нашел свое дело лишь в конце жизни, и что из этого вышло,  в   выпуске «Сеймских берегов».

Израиль Ликоренко родился в 1924 году в воспетом Николаем Гоголем городке Миргород в Полтавской губернии. Этот и остальные регионы, ставшие потом украинскими пограничными, в большей степени были скреплены экономически, культурно и родственными связями с Черноземьем. Неудивительно, что родители Ликоренко переехали, избрав новым местом жительства город Курск. Здесь они нашли работу. Отец трудился бухгалтером на гречзаводе, а мама лечила курян в одной из больниц.
К тому времени в Сергиево-Казанском соборе запретили церковную деятельность и храм утратил свое истинное значение. Однако стал храмом искусства благодаря активной деятельности замечательных курских художников Петра Лихина и Григория Шуклина, которые нашли единственный способ уберечь памятник архитектуры XVIII века от перестройки и, что еще страшнее, сноса. В храме организовали, кроме галереи, еще и студию, где могли заниматься студенты и дети. Там Ликоренко научился первым азам композиции, цветовой гармонии,  другим основополагающим вещам художественного дела. Это был конец 1930-х.

Еще до того, как ударные группировки вермахта вышли на Курск, семья Ликоренко вместе с другими сотрудниками гречзавода была эвакуирована в Казахскую ССР. Когда на следующий год Израиль окончил среднюю школу, его призвали в армию. Но послужить на Дальнем Востоке долго не пришлось – у талантливого художника начались проблемы со зрением. После того, как Курск был освобожден 8-9 февраля 1943 года, семья смогла вернуться, как и многие эвакуированные куряне.
Еще в ранней юности Ликоренко заинтересовался пейзажами городов и делал первые наброски знакомых зданий. Получалось по всеобщему признанию неплохо. Так появилась идея стать архитектором и создавать по своим собственным чертежам настоящие дома. Ему удалось поступить в Харьковский архитектурный институт, который был тогда одним из крупнейших учебных заведений такого рода в СССР.

Опять ухудшающееся зрение сорвало планы. С институтом не получилось. Но поступать куда-то все же нужно было, и Ликоренко поехал в столицу. Выбор пал на Московский кредитно-финансовый институт. Но на сердце было тревожно. Через год, когда Израиль Иосифович работал в Новгородском отделении Госбанка, умерла его мама. Престарелый отец едва справлялся один в Курске. Поэтому Ликоренко вернулся в город своей юности и устроился на работу экономистом на один из курских заводов в 1952 году. Потом был еще один завод как место работа, и еще, и еще…
Зрение становилось хуже. Немногие знали, что художник юношей получил тяжелую контузию во время войны. К концу 1970-х Ликоренко едва мог исполнять служебные обязанности в полном объеме и вышел на пенсию по инвалидности в 1980 году. И эта дата неслучайна в биографии живописца-краеведа.

Если ехать по Сеймскому мосту, можно увидеть в толстой металлической ограде трехзначное число 950. Эта дата отсылает нас к 1982 году, когда Курск впервые масштабно отметил свой юбилей.

Интерес к курской старине резко повысился. И вышедший на пенсию Ликоренко вдохновлялся как раз этой всеобщей атмосферой поиска еще больше сведений об истории города. Однако исторические фотоматериалы и иллюстрации, за исключением пары картинок, были черно-белыми, а то и настолько темными, что рассмотреть подробности было очень сложно. Часть старинных зданий в Курске представляли из себя переделку, пережив грубый ремонт без учета специфики времени постройки дома. Были сооружения и в заброшенном виде.

И тут в Ликоренко снова проснулся архитектор и художник, дремавшие слишком долго. Появилась мысль сделать серию акварельных городских пейзажей, в которых старинные жемчужины курской архитектуры были бы такими, какими они красовались, когда только завершилось их возведение.   И экономист с талантом художника стал усиленно работать над созданием иллюстраций.
Каждая акварель Израиля Иосифовича – это попытка реконструкции не только старого здания или построек, которых уже не было, но и желание привнести жизнь на воссозданные улицы Курска. Поэтому часто в его работах видны случайные прохожие в той одежде и по той моде, которые были в ходу в XIX или XX веках, уже в годы детства Израиля Иосифовича.

Прежде всего перед исполнением проекта возникает вопрос, на что опереться в своих реконструкциях? Выручали музеи и архивы города. Но были и устные свидетели, которые помнили, какого цвета и в каком виде были дома сразу после революции. Устная история – дисциплина с погрешностями, но тем не менее у Ликоренко получалось выяснить подробности. Сам краевед говорил так: «Логическое рассуждение – еще не доказательство. В таких случаях решающую роль играют документальные свидетельства». Заинтересовавшись историей Дома Денисьева на улице Садовой, он на основе документов из Госархива доказывал, что старинное здание не относится к жилому зданию, а жил дворянин рядом, в доме без колонн на улице Семеновской. По утверждению Израиля Иосифовича, это здание потом стало частью больницы.
Он очень много времени проводил на курских улицах, изучая досконально место и делая эскизы. Так как Ликоренко не очень хорошо видел, важным аспектом стало в буквальном смысле изучение зданий с увеличительным стеклом на давних фотографиях. Он и одноклассник Николай Логачев, сотрудники краеведческого музея запечатлели на фото огромное количество различных сооружений Курска. Ловили уходящую натуру.

Большие числа в деятельности Ликоренко не для приукрашивания. Одних только акварелей он сделал свыше 500. Работа, которая и по сей день остается непревзойденной. Прогулки по городу и страсть к систематизации привели к тому, что попутно Израиль Иосифович составил список старых улиц. Эта работа, кроме удовлетворения собственного любопытства, служила еще и источником для подписи акварелей со старыми домами.

Ликоренко почти в одиночку за несколько лет «раскрасил» курскую историю. Вот только здоровье стало ухудшаться еще больше. Два инфаркта и почти полная потеря зрения на один глаз не остановили краеведа, и он продолжил рисовать величественные и небольшие храмы, обычные частные дома, шумные парки, какими они могли быть в XIX веке, шикарные ворота усадеб. Словом, его интересовали все, вплоть до таких мелочей, как витиеватые деревянные наличники и металлические навесы, которые с тех пор стали еще большей редкостью, а еще крепкие, но красивые дореволюционные двери. Так картины Ликоренко открывают современному зрителю чудесную резную трамвайную остановку, которая некогда стояла там, где сейчас Первомайский парк, знаменитые бани на улице Почтовой, Знаменский собор с часами на колокольне.  
Прекрасно понимая, что его картины – это самый занимательный способ рассказать об истории Курска, Израиль Иосифович часто выступал перед широкой публикой разных возрастов, иллюстрируя рассказы своим наглядным творчеством. Последней картиной прошлого стала реконструкция городского вокзала «Курск-ветка», который некогда занимал небольшую площадь в месте, где сейчас разместился цирк.

Израиля Иосифовича нет с нами уже 37 лет. Однако его живописное исследование с каждым годом ярко освещает дорогу в удивительный мир курского краеведения.
В наши дни очень остро стоит та же проблема, какую пытался преодолеть Израиль Иосифович – это визуальная, если хотите иллюстративная бедность истории Курска. Нам необходимы десятки и сотни картин, рисунков, инфографика, иллюстрации, реконструкции, отображающие все исторические моменты в жизни нашего города. Сделать это можно и не спеша к тысячелетию города, но и не затягивая слишком сильно. Были бы рядом такие талантливые и способные люди, как Израиль Ликоренко, и все получится. Надо только разжечь в них интерес к истории.

Фото old-kursk.ru.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ