Игра по новым правилам
Свежий номер: 14 мая 2024 (4975)
тираж номера: 2522 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
В Штабе общественной поддержки Курской области прошел «круглый стол», приуроченный ко Дню театра. Тема дискуссии – «21 век. Театр и зритель в предлагаемых обстоятельствах». Онлайн-площадки культурного досуга набирают популярность, при этом некоторые театры отмечают волнообразный характер посещения спектаклей, тогда как в прошлом году уровень зрительского внимания был значительно выше. О чем волнуются служители Мельпомены?

Директор Курского государственного драматического театра Сергей КОНЕВ о влиянии онлайн-платформ:
– Узнал из аналитики «Почта Банк», что сначала года отмечается троекратный рост числа оплаченных россиянами онлайн-подписок. Сообщается, что люди по всему миру оценили удобство, надежность и доступность цифровых развлечений со времен пандемии. Наблюдается резкое снижение трат на традиционные офлайн-развлечения. Объем покупок билетов в театры с января по март упал на 20%. Аналогичная ситуация сложилась и с музеями, где посещаемость сократилась на 10%. Это, видимо то, с чем нам придется в будущем бороться, а именно – с онлайн-сервисами.
Акцентирую, театр – это живое искусство, мы можем также меняться. Немирович-Данченко говорил, что если театр не затрагивает проблем современности, не идет в ногу со временем, а показывает только классические произведения, то он рискует стать академически-мертвым театром. Наша цель – этого избежать.  Стараемся расширить кругозор постоянных посетителей, привлечь новую молодую аудиторию: помимо спектаклей у нас проходят лекции, мастер-классы, арт-встречи, организуем юмористические и образовательные проекты.

Актриса Курского театра юного зрителя «Ровесник», режиссер Людмила МУСАТОВА о подрастающих театралах:
– Очень тесно работаем с молодым поколением. У нас есть студия при театре, в которой занимаются на сегодняшний момент более 120 человек. В ТЮЗе постоянно подрастает и зритель. В детстве смотрят один спектакль, подростками – другой, а потом становятся взрослыми и приводят уже своих детей на эти постановки. Зрителя надо растить, и мы с этим прекрасно справляемся, имею в виду не только нас, но всех коллег в Курске. Понятно, что есть люди, которые априори не посещают театры, но есть и те, кто приходит на одну и ту же постановку два, три, пять и десять раз.

Актриса Курского драматического театра, педагог, режиссер, заслуженная артистка России Галина ХАЛЕЦКАЯ об опасности потерять лицо в погоне за зрителем:
– Если говорить о волнообразной посещаемости, то, на мой взгляд, нельзя сбрасывать со счетов происходящие события в стране, считаю, что это взаимосвязано.
Хотелось бы, чтобы театр в погоне за зрителем, пытаясь оторвать их от новомодных штучек, не скатился к позиции «чего изволите». «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру много добра», – писал Николай Гоголь. Никто не отменял этой фундаментальной вещи. Люди всегда будут идти за живыми эмоциями, наиграются они в эти игрушки, это не первая такая ситуация на протяжении всего существования театра. В конечном итоге зритель всегда возвращался туда, где есть возможность разговора по душам. Другой вопрос, чтобы для него были готовы и те, кто выходит на сцену. Речь об интеллектуальном, эмоциональном багаже артистов, которые приходят на смену старшему поколению – знающему и понимающему, что такое старый театр, как в нем жить и каким он должен быть. Уходит бережное отношение к театру, сцене, традициям, а так не должно быть.

Режиссер, заслуженный деятель искусств Республики Крым Юрий МАКОВСКИЙ об особенностях театральной среды соловьиного края:
– Курский зритель, театр, думаю, не отличаются от коллег в других областях, даже столицы, потому что везде простой и единственный критерий: должны быть талантливые спектакли. Сделать это не так легко, как кажется на первый взгляд. Нужно собрать вместе все элементы. Безусловный «компонент» – талантливые артисты, а у нас, к сожалению, существует проблема смены поколений. Несомненно, влияет и выбор репертуара, на мой взгляд, обязательно должны быть русская и зарубежная классика, которая поднимает вечные проблемы. Неустанно из века в век все мы ищем ответы на вопросы. Находим ли для себя – каждый решает сам. Зритель идет за эмоцией и для нас важно ее определить. Также техническое оснащение в XXI веке играет важную роль и диктует новые формы. Для меня после этих пунктов, наверное, вопрос исчерпан. Если все это соответствует – будет результат.  

Заслуженная артистка России, актриса Курского драмтеатра, режиссер-постановщик Елена ГОРДЕЕВА о бессмертии театра:
– Меня не пугают онлайн-площадки, потому что человеку всегда нужен человек. Театр был, есть и будет. Людям необходимо живое дыхание нас с вами, и ничто его заменить не сможет. Театр – это сложный организм, состоящий из больших вложений коллектива, технической оснащенности и других звеньев. Но все равно главным остается актер. Он выходит на сцену и ничего интереснее уже нет: он также дышит, страдает, улыбается – живет.  На мой взгляд, театр на этом и стоит.

Директор Курского театра юного зрителя «Ровесник», актриса, заслуженная артистка России Татьяна ЛЕВЧУК о возросшей популярности семейных спектаклей:
– За 60 лет существования ТЮЗа изучили нашего зрителя, его вкусы и желания, причем они достаточно разные. Очень важен репертуар, поэтому в нашем театре всегда были и классическая, и современная литература. Стараемся ставить спектакли для разной возрастной аудитории. Отметили, что у нас появилась форма семейного просмотра. Билеты мгновенно раскупаются на спектакли, которые можно посмотреть всей семьей. Люди с большим удовольствием идут со своими детьми, и нас это радует.
Наверное, парадокс, ведь понимаем, что сейчас достаточно сложное время для нашего общества, но удивительно – поток посетителей увеличивается. Значит, мы им нужны для чего-то: на пару часов уйти в другую атмосферу, погрузиться в другие проблемы. Считаю, что нашим городским театрам не грозит отсутствие зрителей.

Заслуженный артист России, актер драмтеатра, режиссер-постановщик, педагог Александр ШВАЧУНОВ о важности правды и интереса:
– Театр будет существовать, пока живет человечество. У меня был опыт руководства молодежным театром в другом городе и как-то, идя после спектакля, задумался: а есть ли критерии, чтобы поставить хороший спектакль? Понятно, должны быть достойные пьеса, режиссер, актеры. Но вспоминаю, каким получился спектакль по чеховской пьесе «Вишневый сад» Павла Хомского – главного режиссера театра имени Моссовета, народного артиста, лауреата премий. Претензий к профессионализму нет ни к режиссеру, ни к драматургу, актеры играли заслуженные и народные. Все было сделано на высшем уровне, а в итоге – скучнейший спектакль, на который никто не хотел идти. При этом есть масса других примеров, когда работа неизвестного режиссера и молодых артистов собирает полные залы. К сожалению, на мой взгляд, нет алгоритма хорошего спектакля, но есть важные критерии – правда и интерес. Какую бы рекламу не делали, а срабатывает сарафанное радио. Люди будут приходить, если им интересно, а это только тогда, когда на сцене правда.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...