«Айда в кино!..»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Айда в кино!..»


Вряд ли кто-то из курян старшего и среднего возраста  не помнит  кинотеатр «Комсомолец» на улице Ленина.    
Самый демократичный и доступный для тех, кто жил в центре, рядом — много магазинов и отличная столовая. Опять же неподалеку — пединститут, неиссякаемый источник молодых кинозрителей. Реконструкция здания под кинотеатр завершилась в конце 1947 года, а первый сеанс состоялся в январе 1948-го. Стало быть, в нынешнем году можно было отпраздновать 65-летие первого киносеанса в «Комсомольце».
Рассказывает Евгений СТОЛЯР, краевед и любитель курской старины. Он некоторое время работал в «Комсомольце» кинооператором.
Прямым предшественником «Комсомольца» был первый в нашем городе стационарный кинотеатр «Иллюзион» в том же здании (дом Грота на улице Московской, ныне улица Ленина). В 1937 году там размещался клуб строителей с залом на 400 мест, где действовала киноустановка, принадлежавшая профсоюзной организации, а уже после открылся «Комсомолец».
Мои воспоминания о кинотеатре коснутся периода с 1961 года до его закрытия. «Комсомолец» начинался с вестибюля с кассовым залом. По его периметру, почти на уровне потолка, висели фотографии знаменитых артистов, там же был киоск «Союзпечати» с хорошим выбором журналов. Тогда я увлекался фотографией, и киоскер наряду с журналом «Советское фото» всегда оставляла мне чешский журнал на русском языке «Фотография» — большая редкость в те времена. В вестибюле находился буфет с мороженым, газировкой и пивом. В 1962 году в Курск впервые завезли партию чешского бутылочного пива «Будвар». Не знаю, продавали ли его где-нибудь еще, но в буфете, в вестибюле «Комсомольца», он был, и мы с приятелем там его пробовали.
Если в кинотеатре демонстрировался «кассовый» фильм, то все пространство перед окошечками касс было заполнено народом, и три кассира едва успевали продавать билеты.
Что представлял собой тогдашний кинотеатр? Вообще, это было учреждение отдела культуры. Зритель мог прийти с билетом за час до киносеанса и провести это время с толком. К его услугам был читальный зал с журналами и книгами, в фойе он мог послушать выступление оркестра, подкрепиться в буфете. Горячительное там не продавали, но бутылочку лимонада и пирожное купить можно было всегда, я уж не говорю про конфеты или шоколадки. Поэтому когда начинался киносеанс, в зале стоял хруст от разворачиваемых оберток «Аленок».
Кинотеатр работал с утра до позднего вечера. Первый сеанс — в 9 часов, последний — в 21. По выходным дням, а во время детских каникул и каждый день, утренний сеанс всегда был детским, детишкам билет обходился в гривенник, вечером взрослые платили от 20 копеек до полтинника в зависимости от ряда.
Для управления кинофикации было проблемой распределить поступающие в прокат фильмы так, чтобы обеспечить максимальную заполняемость кинозалов. Труднее всего было с кинотеатром имени Щепкина, расположенным чуть в стороне от центральной улицы, в зале которого 850 мест. «Смене» с ее 250-местным залом было проще. Это был кинотеатр повторного фильма, и чаще всего там демонстрировались ленты после «Щепкина». «Октябрь» был монополистом по широкоэкранному кино.
«Комсомолец» располагался на улице Ленина, 22. Это самый центр города. В то время для вечерних прогулок у молодежи Курска была своя «100-метровка»: от стадиона «Динамо» до гостиницы у Красной площади. Даже «Октябрь», замыкающий улицу Ленина, был как бы на отшибе, поэтому руководство считало, что зритель в «Комсомолец» пойдет на любое кино в силу «географического расположения». Посему уделом его были фильмы соцстран, а также всякие экспериментальные и идеологические. Боевиков «Комсомольцу» не давали.
Директором кинотеатра в те годы была Людмила Иванова, и ей приходилось прикладывать титанические усилия, чтобы как-то выполнять финансовый план. Чего только не предпринималось! И распространение билетов по предприятиям, и организация тематических показов.
Вообще со зрителем «Комсомолец» работал активно. Задача состояла не только в том, чтобы показать кинокартину, но и довести до него задумку создателей. Примерно раз в месяц кинотеатр организовывал зрительские конференции с обсуждением фильма после его просмотра. Зрителями и участниками этих мероприятий чаще всего были студенты педвуза.
В ту пору перед выборами всегда проводились встречи избирателей с кандидатами в депутаты, и они непременно заканчивались показом кино. Опять таки этим занимался «Комсомолец».
А летом наш кинотеатр демонстрировал фильмы на открытой киноплощадке в Первомайском парке.
Зрительный зал вместе с балконом имел 403 места. Почему такое странное число? Тогда была градация кинотеатров по числу мест: если в зале до 400 мест, зарплата у руководителей была одна, если больше, то чуть выше.
Платили в кинотеатрах персоналу немного, как, впрочем, везде в учреждениях культуры. Киномеханик первой категории имел в месяц семьдесят рублей. Бригадир (его должность называлась старший киномеханик), за руководство и ответственность имел прибавку всего пять рублей.
Коль уж заговорили о киномеханиках, расскажу об их труде. В день было семь сеансов. По тогдашнему законодательству рабочий день длился семь часов при шестидневной рабочей неделе. Работали парами — два человека в первую смену, два во вторую. Длина ленты — примерно 3000 метров. Диаметр коробки — более метра, да и вес тоже не в подъем, поэтому фильмы дробились на части. До середины шестидесятых длина одной части составляла 300 метров, время демонстрации ее — около десяти минут. «Открутит» ее киномеханик, бегом в перемоточную, перемотает на начало, бобину с пленкой — в фильмостат, а следующую часть заряжает в проектор. Перед этим надобно пробежаться щеточкой по барабанам и роликам лентопротяжного тракта, почистить кадровое окно и только тогда заряжать пленку. Поскольку источником света в тогдашних проекторах была дуговая лампа, надо было еще сменить или поправить стержни киноуглей, а заодно протереть отражатель.
Потом зажигаешь дугу, внимательно смотришь на экран в правый верхний угол, где должна мелькнуть сигнальная точка. Увидел, включаешь двигатель и по второй точке поднимаешь заслонку, дающую свет на экран от проектора. Мощность дуговой лампы — 2,4 киловатта, фонарь нагревался прилично, а горящая дуга выделяла газ, который хотя и уходил через вытяжку, но в аппаратной всегда ощущался его запах. В те годы основной отпуск для рабочих категорий составлял две недели. Так вот, киномеханик имел дополнительную неделю за вредность. Правда, молока и других льгот ему не полагалось.
За дугой надо было следить непрерывно, и, несмотря на то, что присутствовал привод сближения углей по мере их выгорания, все равно вручную приходилось время от времени выправлять дугу так, чтобы она находилась в фокусе сферического отражательного зеркала. Кратер дуги мог сместиться, тут же одна часть экрана становилась темной, надо было ручками управления зеркалом выровнять равномерность освещения. Словом, расслабляться, когда работает твой пост, было некогда.
Особенностью киноуглей было то, что они могли неожиданно обломиться (видимо, сказывались небрежная транспортировка и скрытые трещины), разумеется, дуга гасла, надо было по возможности быстро подвинуть уголь или заменить его новым, а в это время в зрительном зале наступал «праздник» — крики, свист, топот. Это было не негодование, просто такова традиция. Бывало, рвалась пленка, как правило, это случалось при показе старых лент, когда фильм уже «походил» по области, по клубным киноустановкам. Старые склейки со временем теряли прочность, они еще могли проскочить тракт передвижной аппаратуры, а на стационарной не выдерживали нагрузки, и происходил обрыв.
Чаще всего рвались фильмы на детских сеансах. Тут уж детки отрывались по полной. Интересно было зайти в зал на детский сеанс и посмотреть на ребятишек, особенно если фильм про войну и к тому же «наши наступают»! Эмоций в зале хоть отбавляй.
Фильмы тогда тиражировались на нитроцеллюлозной пленке, это был горючий, легковоспламеняющийся материал, выделяющий при горении дым с отравляющими веществами. В передвижной аппаратуре источник света — лампа на 400 ватт, к тому же тепло поглощалось теплофильтром, а на стационарной дуга «жарила» за 2 киловатта, и если кусочек пленки застрянет в кадровом окне, пожар гарантирован. Приходилось быть внимательным.
Примерно с 1963 года горючую пленку заменили триацетатной, воспламенить которую было сложнее, да и горела она медленно. Киномеханики вздохнули свободно.
Про кинопроекционную и звуковоспроизводящую аппаратуру. В те времена использовались стационарные кинопроекторы КПТ. Это довольно сложное устройство с солидной кинематикой, которое при надлежащем уходе обеспечивало качественный показ 35-мм фильмов в залах до тысячи мест. Источником света у них являлась дуговая лампа. Аппаратура для воспроизведения звука по тем временам была очень приличного качества и надежности. Уже тогда в кинотеатрах применялись громкоговорители с разделенными по частотам головками…
В штате «Комсомольца» трудилось человек тридцать. Директор, администратор, он же завхоз, бухгалтер, кассиры, контролеры, билетеры, уборщицы, оркестр, плотник и, наконец, семь киномехаников.
Многое забылось, я расскажу о художнике Андрее Гавриловиче Кретове. Это был один из старейших работников кинотеатра. В те годы наружная реклама кинофильмов размещалась как у кинотеатров, так и на щитах в центре города. В частности, на заборах вокруг новостроек. Например, около здания «шестерки» (Красная площадь, 2/4). Всю рекламу «Комсомольца» готовил Андрей Гаврилович.
О запомнившихся фильмах. Я говорил, что «Комсомольцу» боевиков не давали. Комиссия, распределявшая поступающие в прокат фильмы, сама оценивала будущую «кассовость» фильма, то есть «повалит» на нее зритель или нет. Однако порой выходили ошибки. Никто не ожидал, что «Письмо незнакомки» по Стефану Цвейгу зрителю полюбится, и народ две недели штурмовал кассы «Комсомольца», или что незамысловатый сюжет «На берегах Ингури» также привлечет зрителя.
Вообще зритель — это непредсказуемая стихия. Когда вышла мосфильмовская лента «Сережа» (режиссеры Георгий Данелия, Игорь Таланкин), то зрители сначала на нее не пошли, и вдруг — «Большой приз» в Карловых Варах, первая премия в Канне, народ поумнел и «повалил», но… уже в кинотеатр повторного фильма — в «Смену».
На гайдаевских «Деловых людей» (по новеллам О’Генри) в 1962 году зритель тоже не пошел. Сейчас это кажется непостижимым, но это факт.
Запомнился фильм «В начале века» — историко-биографическая киноповесть о жизни и деятельности молодого Ленина и его жены Крупской в сибирской ссылке, а затем в Петербурге. Эпизоды из их жизни во время первой эмиграции в Женеве и Мюнхене, где Ленин встречался с Плехановым и налаживал выпуск первой общерусской газеты РСДРП «Искра», в селе Шушенском, в Петербурге, Женеве и Мюнхене… Это на каком же аркане надо было затащить зрителя в кинотеатр, чтобы он посмотрел столь «занимательный» сюжет?!
Как-то постепенно «культурная» часть программы пребывания зрителя в кинотеатрах стала сокращаться. Исчезли читальные залы с журналами, потом наступила очередь музыкантов… В Курске дольше всех продержался оркестр в «Октябре».
Скоро четная сторона улицы Ленина начала превращаться в один длинный забор. Наступала пора новостроек, среди которых первому в нашем городе кинотеатру уже не было места.
Евгений СТОЛЯР.
P. S. А мне больше всего запомнилось вкуснейшее мороженое, которое в «Комсомольце» разносили по рядам прямо во время сеанса…
Виктор КРЮКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...