«Ты будешь жить, моя Россия, пока хор Чаговца поет!..»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Ты будешь жить, моя Россия, пока хор Чаговца поет!..»


«Вишенка, вишенка, вишенка  моя! Ты совсем седая, вишенка моя!..», «Поля широкие, луга, все это – Курская дуга!..»  «Жил на свете парень Тимоня»… Сколько раз слышу эти песни, сколько лет знаю этих людей, а реакция всегда одна: слезы на глазах и замирание сердца.    
Все слушатели Чаговского хора это подтверждают: «бабочки в груди», «трепетание стрекоз» и светлые очищающие слезы причастности к исконному, родному, через века пронесенному. Ах, как мощно звучит голос солиста Валентина Сучкова, запевающего «Курскую дугу»! Как нежна и светла «Вишенка» — ее хор исполняет всегда в память о своем руководителе. Это была любимая песня заслуженного работника культуры РФ, почетного работника культуры и искусства Курской области, почетного гражданина города Дмитриева Станислава Чаговца. 55 лет назад выпускник Курского музыкального училища создал при областном Доме народного творчества этот хор.
Говорят: «у победы много отцов». У нашего хора (а что, как не победа это активное творческое долголетие всем непростым временам назло) после ухода из жизни его «отца-основателя» — много матерей. Хормейстер Галина Владимировна Грачева, которая приняла творческую эстафету… Эта хрупкая женщина взвалила на себя тяжелую ношу. Сложившийся, заслуженный коллектив со своими традициями, «почерком», ревниво относящийся ко всему, что не «чаговский стиль». Ей удалось сохранить старое, привнести новое и заставить хор зазвучать так же мощно, как и во времена Чаговца. А ведь был период межвременья, когда многие сомневались, удастся ли хор сохранить.
Директор ОДНТ Татьяна Ивановна Быканова, безусловно, делает для хора все от нее зависящее, и это не только красивые костюмы, новые баяны, интересные поездки. Ее трудные, но талантливые «дети» чувствуют себя защищенными под ее крылом, в своем доме — Доме народного творчества.
А Лидию Григорьевну Девянину, директора Дворца пионеров, безусловно, можно считать крестной матерью этого коллектива. Она подружилась с хором еще при жизни Чаговца, а когда ОДНТ переехал из «центрального центра» в «тихий центр» — на улицу Советскую, где в то время не было подходящего зала для репетиций (да и далеко было добираться от остановки немолодым людям, местом дислокации которых всегда были помещения на улицах Ленина или Горького), она без раздумья предложила хористам для репетиций Дворец. Как говорит сама Девянина, между Дворцом пионеров и ОДНТ существует договор сотрудничества. Дом творчества приглашает педагогов Дворца на семинары и мастер-классы, да и вообще два творческих коллектива всегда готовы прийти друг другу на помощь. Девянина — полноправный член коллектива, «закоперщица» многих интересных дел и поездок, во времена депутатства в Городском собрании «использовала» его и в «чаговских целях» — всячески поддерживала хор.
Репетируют чаговцы то в одном из залов, то в фойе (акустика!). Воспитанники Дворца считают их своими, они участвуют в дворцовских мероприятиях, и польза для воспитания ребят тут налицо: эти увлеченные трудолюбивые люди — пример для подражания. По два раза в неделю — в мороз, дождь и в жару — спешат они на репетиции и самозабвенно поют прекрасные русские песни.
В хоре что ни участник-то личность, индивидуальность, так что сказать, будто в коллективе сплошная идиллия, было бы преувеличением. Раньше работал авторитет Чаговца, теперь основная надежда на актив. Людей с организаторскими способностями в хоре всегда хватало, сейчас его «совет дружины» — это Любовь Шанина, Надежда Чаговец, Ленар Ахметзянов. Не по обязанности — по велению души. Истпедовское образование, опыт работы в трех учебных заведениях, связанных с культурой и музыкой, и просто природные организаторские способности Любови Шаниной сделали ее негласным лидером коллектива и очень талантливой ведущей концертов. Душевно, искренне, без ложной патетики, в духе передачи «От всей души» ведет концерты и другие мероприятия Любовь Федоровна.
Надежда и при жизни мужа была его правой рукой, и сейчас много занимается организационной работой в коллективе.
Ленар Ахметзянов — одно из последних и удачных приобретений хора. Крупный, импозантный, роскошный бас, доктор медицинских наук. А еще он талантливый менеджер и технически грамотный человек: фото — и видеолетописи хора насчитывают многие часы.
Сын убежденной коммунистки (мать Чаговца работала в Дмитриевском райкоме партии), внук священнослужителя (эту тайну от детей хранили долгие годы), человек с уникальным голосом и слухом, один из четверых детей, которых мать поднимала одна и всех вывела в люди, дала образование, Станислав Чаговец был яркой звездой на небосклоне курской культуры. Он был хорош собой, респектабелен, харизматичен. Так что еще совсем молодые тогда хористки просто не могли не полюбить русскую песню, даже те, кто до того пел только модные эстрадные шлягеры. Ему поверили, его безукоризненному вкусу безоговорочно доверяли и, как выразился однажды кто-то из работников Дома творчества: «за своего Стаса они (хористы) порвут!».
Чаговец был не только музыкантом, но и замечательным спортсменом, играл в сборной Курска по волейболу. Когда голосистые хористы приходили за него болеть, это было что-то! Очень любил Магомаева.
Он работал с людьми как хороший режиссер — объяснял задачу, рисовал словесный портрет: «Береза, она же девушка — юная, трогательная, доверчивая, всем ветрам открытая». А чтобы добиться нужного звука: «Губы — как в поцелуе!». Его слово было для коллектива законом.
«Моя Надежда для меня — и Надежда, и Вера, и Любовь», — говорил Чаговец о своей жене. Двадцать счастливых (не безоблачных, но очень ярких) лет суждено было им прожить вместе. Встретились уже зрелыми людьми. У обоих за плечами по браку и разводу, дети: у Надежды — две дочки, у Станислава — сын. Предательство первого мужа больно ударило Надежду. О новых романах не помышляла, чтобы переключиться на что-то конструктивное, снова стала студенткой. Уже имела диплом политехнического института, работала инженером, а второе образование решила получить в культурно-просветительном училище на дирижерско-хоровом отделении. Тему одной из курсовых работ выбрала по хору Чаговца. Подруга, которая пела в нем, много о коллективе рассказывала. Вот Надежда и написала курсовик, совсем не подозревая о том, что теория скоро станет практикой, а фамилия человека, который так часто упоминался в ее студенческой работе, станет и ее фамилией. Прошел год, та же подруга однажды привела ее на репетицию хора. Надежде понравилось, она осталась в коллективе.
Первые знаки внимания не восприняла, о том, что уже свободна от супружеских уз, сообщать не торопилась. Но Станислав был настойчив, ему очень приглянулась эта милая блондинка, всегда уравновешенная, скромная, доброжелательная. Роман был не слишком долгим, вскоре Надежда представила его дочкам. Обе девочки учились в музыкальных школах, все в семье были голосистыми, так что на домашних концертах всегда присутствовало много гостей, а сам дом был теплым и добрым.
У дирижера-хоровика Станислава Чаговца было классическое образование. Искусство народной песни он постигал вместе с хором, а также на стажировках в знаменитых Воронежском, Пензенском хоре Октября Гришина (автора песен «18 лет», «Милая роща»), хоре Пятницкого, а еще сопровождая в фольклорных экспедициях по курским деревням профессора Московской консерватории Анну Васильевну Рудневу. Она высоко оценила хор еще тогда, в начале его пути. Так же, как поэт Виктор Боков, который работал с самыми прославленными хорами страны, но Чаговский хор ставил наравне с ними.
Столетие Николая Асеева. В РДК Льгова концерт — хор поет песню Федора Гольцева на стихи Виктора Бокова. Поэт растроган, говорит, что это самый красивый вариант песни на эти стихи, подарил чаговцам озорные частушки и пригласил на празднование юбилея Асеева в Москве. То было уже второе выступление хора на прославленной сцене Колонного зала Дома Союзов. Зал рукоплескал, а Андрей Вознесенский, проходя мимо наших певиц в белых костюмах и кокошниках, восхищенно присвистнул: «Это откуда ж такие красавицы?».
Мобильные, легкие на подъем, готовые петь где угодно и когда угодно — были б зрители: «в рабочий полдень» где-нибудь на заводе или в Колонном зале.
Характерный эпизод. Начальник Анатолия Коровина не пустил его на международный фестиваль в Кишинев, и каково же было удивление этого начальника, когда, сидя у телевизора, он увидел своего подчиненного на экране. Оттрубив рабочую неделю, Анатолий взял билет на самолет и успел к заключительному концерту. К слову сказать, успех у хора в Кишиневе был оглушительным. И таких картинок в истории хора много.
А в Орле на Дне города в рамках семидесятилетия Курской битвы хористы зазвали в свой круг Геннадия Зюганова и долго пели и танцевали с ним под гармонь.
В Польше на «Празднике овощей, цветов и фруктов» чаговцы прошли с праздничным шествием много километров (примерно как от Волокно до Красной площади), буквально не закрывая рта, с песнями и плясками. Люди махали им с балконов, обнимали, шли рядом, плакали. А год на дворе стоял — 89-й.
Моздок. Жара. Зал ДК не может вместить всех желающих. Люди толпятся на площади перед входом, а из открытых окон несется «В той степи глухой замерзал ямщик…» Когда же хористы, «искупавшись в овациях», счастливые, с цветами, выходят на улицу и видят там много людей, не попавших на концерт, то тут же, не сговариваясь, начинают петь и дают еще один полноценный концерт. Народ поет и танцует вместе с ними.
В есенинском Константинове хор поет для приехавших пофотографироваться молодоженов, в награду получает радостные улыбки и шампанское. На празднике в Орле выступает «на разогреве» у группы «Авария».
О возрасте хористы предпочитают не задумываться. С первых дней хора поет в нем учительница Нелли Матковская. Великолепная солистка Анна Бобровская — ровесница хора.
Недавно ушли из жизни ветераны хора: Владимир Солодилов, Михаил Волобуев. Помнят в коллективе об Анатолии Евсееве, Марине Мезиновой, Надежде Муратовой, Владимире Минченко… Много лет пела в хоре Наталия Федорченко, мать которой — Антонина Ивановна — была первой старостой хора.
До сих пор поют в нем ветераны Галина Чевычелова и Ольга Рагулина.
Супруги Сучковы, супруги Коровины… 36 лет аккомпанировал хору баянист-виртуоз Вячеслав Мяснянкин. Нынешний баянист Алексей Морозов после ухода из жизни Чаговца «принял удар на себя», пока не нашелся новый руководитель.
В хоре три заслуженных работника культуры РФ: колоритнейшая Александра Морозова, предельно ответственная Мария Зуева, одна из любимых солисток Чаговца Галина Коровина. Полюбились зрителям голоса солистов Татьяны Синиченко и Любови Тараненко.
Долгие годы была у хора танцевальная группа. Ею руководили замечательные хореографы: Владимир Ефимов и Валерий Тимофеев. Тимофеев до сих пор помогает хору готовиться к ответственным концертам.
Перечислять награды и регалии народного коллектива долго: лауреаты всесоюзных, всероссийских, международных конкурсов, обладатели «Курской антоновки». Но дороже многих других — «призы зрительских симпатий», не только те, за которые получали грамоты и награды, а постоянные, после каждого концерта. Такое единство зала и артистов редко встретишь. Зрители часто подпевают песням хора, долго не отпускают со сцены. Так было недавно в Рыльске и Пристени — оказывается, здесь помнят наизусть чуть ли не весь репертуар хора Чаговца! Только в этом году — тридцать концертов. Большой успех в Санкт-Петербурге, на конкурсе хоров «Северное бельканто». Кстати, и здесь чаговцы «учудили»: устроили концерты в метро и на перроне Балтийского вокзала.
…Как стремительно пролетела жизнь! Какой насыщенной, яркой она была! Только что Станислав Григорьевич радовался их первому успеху и первым сценическим костюмам «белый бэж» (Чаговец был дальтоником), только что отгремели овации первых серьезных успехов в Москве и Кишиневе, только что отпраздновали последний прижизненный юбилей наставника. И вот уже подрастают внуки (как замечательно пела на праздновании 55-летнего юбилея хора Настя Сучкова! А ведь Сучковы — из относительно молодых, хоть и давних хористов), и мемориальная доска на доме, где жил Чаговец, и памятник, на котором ноты первого такта «Вишенки»…
«Ты будешь жить, моя Россия, пока Морозова поет!» — эти строки посвятил курский поэт Евгений Шанин (много стихов посвящали хору курские поэты: Вадим Корнеев, Алексей Шитиков, Юрий Асмолов, Юрий Зубков…) Александре Морозовой. Лучше не скажешь и о самом хоре:
«… пока хор Чаговца поет!».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...