Мастер лоскутных дел
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В середине октября в «Народной галерее» Москвы  работала выставка курского художника Владимира Тельных. На суд столичных зрителей  было представлено почти 20 работ автора в жанре лоскутная мозаика.    
Впервые увидев Владимира Тельных, поражаешься, как ему удается работать с такими тонкими и нежными материалами. Он высокий, широкоплечий. Во время рукопожатия, чувствуешь себя в «объятиях» профессионального армрестлера. Но в то же время в его взгляде и голосе заметны доброта и легкость. К тому же ему не откажешь в чувстве вкуса: строгий пиджак хорошо сочетается с бледно-розовой рубашкой и фиолетовым кардиганом.
Его основной род деятельности – работа с деревом, а лоскутная мозаика, в первую очередь, занятие для души.
– От ткани и дерева веет теплотой и мягкостью, – объясняет свой выбор Владимир. – Эти материалы близки мне по энергетике. Вместе они создают уютный образ, в котором мне комфортно пребывать.
Каждая его работа индивидуальна. По словам автора, он не любит заниматься самокопированием, проще создать новое произведение. Хотя это – длительный процесс.
– В среднем на создание одной картины уходит порядка месяца, – рассказывает Владимир. – Все начинается с эскиза, но так происходит не всегда.
Он аккуратно вытащил одно из своих произведений из тщательно запечатанной коробки. Сначала посмотрел на картину сам, а уже затем развернул ее. На большом квадратном холсте ожила разноцветная рыба. Ее чешуя, сделанная из отполированных до блеска металлических кружков, заблестела на солнце. Объем картины был виден невооруженным глазом, каждая ее деталь находилась на своем месте. Со стороны это напоминает калейдоскоп, но ощущается иначе. При близком рассмотрении становится очевидно, с какой точностью подбирается каждый элемент. Цвета плавно перетекают в оттенки, нитки, которые должны соединять кусочки ткани, остаются незаметными, а различные украшения  добавляют изысканности.
– Именно эта работа началась с рамки, – неожиданно произнес Владимир. – Купил ее на распродаже. Она показалась мне сумасшедшей по своему цвету и фактуре. Тогда я еще не знал, где именно ей воспользуюсь. Лишь со временем родился этот образ, и, на мой взгляд, они отлично сочетаются.
Для автора важно показать потенциал материалов, так как в отличие от живописи, в лоскутной мозаике их выбор ничем не ограничен. В работе используется широкий спектр кружев, плетения, тесьмы, а также бусинок, бисера и прочих украшений. Каждый элемент проходит первичную обработку и лишь потом вплетается в композицию.
– Мои друзья подарили мне книгу отзывов, которую я теперь постоянно вожу с собой. После одной из выставок, в ней появилась новая запись: «Владимир, вы мастер. Делаете такие прекрасные работы из мусора». Но на самом деле это не так.
Во время своих поездок по другим городам Владимир в первую очередь посещает местные текстильные магазины. Там он неспешно подбирает различные материалы, которые в итоге может долго не использовать.
– Так случается, что один кусочек ткани может пролежать у меня лет пять, а другому я найду применение сразу по возвращении.
Нечасто в его работах оказываются обрезки тканей. Это обычно происходит, когда материал остается после создания одежды. Кстати, Владимир еще и модельер.

«Мягкими буквами»
Именно так называлась персональная выставка Владимира Тельных в Москве. В нее вошли новые и малоизвестные работы автора. В них стежка и текстильный шнур сочетаются с тканью, кожей и мехом.
–  У Владимира это уже вторая подобная выставка, – рассказывает работник областного дома народного творчества Ирина Сопина. – Поскольку в Москве лоскутная мозаика – распространенный вид искусства, подобные вернисажи собирают множество ценителей прекрасного. И как ни старались сотрудники «Народной галереи» сделать выставку камерной, у них этого не вышло (улыбается). На премьере собрался аншлаг, а большинство посетителей буквально с лупой рассматривали картины.
– Именно с лупой, – продолжил Владимир. – Даже во время самой церемонии многие продолжали пристально всматриваться в работы. И, как мне кажется, – это нормальная практика. Художники приходили посмотреть на то, чего на данный момент не могут, но, разобрав картину на составные части, они научатся чему-то новому. В этом нет ничего плохого, я и сам с интересом изучаю работы других авторов.
Его произведения популярны не только в России. Недавно Владимир вернулся с международного текстильного фестиваля,  проходившего во французском городе Эльзасе, который расположился на границе с Германией. В составе российской делегации он представлял и свои работы.
– По условиям фестиваля мы должны были в полной мере продемонстрировать весь спектр творческих возможностей. Было приятно, что творчество осталось отдельно от политики. Нас встретили очень тепло, да и во время проведения жаловаться было не на что.
Стоит отметить, что фестиваль посещают свыше 20 тысяч человек.

Можно ли научить искусству?
– Меня устраивает то, что лоскутное шитье не является массовым феноменом, – рассказывает Владимир. – За моими произведениями не выстраиваются огромные очереди, поэтому у меня есть возможность создавать индивидуальные, штучные работы.
Как уточнил Владимир, выставки для него – лишь возможность продемонстрировать свои работы друзьям и близким по духу людям. И неудивительно, что часто они просят провести мастер-класс.
– К сожалению, на данный момент я не определил формат  и не сориентировался в программе обучения. К тому же мне непонятно, как можно развить творческую составляющую, которая есть в каждом из нас. Я могу объяснить технику, но создание картин – намного сложнее и масштабнее.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...