Работать в одной команде
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


19 января 2014 года в Курской области официально появилась  должность омбудсмена по бизнесу, на которую был назначен хорошо знакомый курским предпринимателям Владимир КАЗАРИН.    
С тех пор прошло 10 месяцев, и хотя дата не круглая, поговорим с ним о промежуточных итогах работы в новом амплуа. Тем более что он совсем недавно вернулся с международного семинара омбудсменов в Страсбурге...
–  Владимир Павлович, что скажете о своей нынешней работе? Можно ли ее назвать принципиально новой для вас?
– Начну с того, что институт бизнес-омбудсменов в России законодательно формируется из людей, чья предыдущая деятельность в той или иной степени связана с бизнесом. Не из чиновников и не из случайных людей. И получилось, что в России сложились уполномоченные  двух категорий. Первая  – люди непосредственно из бизнеса, вторая –  ранее работавшие в сфере правозащиты предпринимательства. Уже сейчас можно сравнивать, кто работает эффективнее... Я, еще в процессе создания института омбудсменов по бизнесу полагал, что в самый бы раз формировать его в чисто общественном формате  –  с каким-то разумным финансированием. Думалось, что только в этом случае организация в целом  имела бы относительную самостоятельность. Но в течение  года пришел к выводу, что формат, выбранный государством, конструктивнее. Став чиновником,  ты неизбежно вращаешься в той среде, которая реально влияет на ситуацию, и надо  не быть при этом «белой вороной».
Сомнения, которые долго сидели в моей голове, окончательно развеял Страсбург.  Совет Европы, после вступления туда России в 1996 году, одним из требований выдвинул   создание у нас института омбудсменов вообще. Но мы пошли дальше и сделали три группы уполномоченных: по правам человека, по правам детей, а теперь еще и по правам предпринимателей. Для европейцев это стало полным откровением – у них бизнес-омбудсменов нет, разве что в Южной Корее, да и то с весьма ограниченными возможностями. Однако это не значит, что в России ситуация с предпринимательством самая тяжелая.
– Понятие «омбудсмен» в нынешнем мире считается одним из признаков цивилизованности и высокого уровня развития общества.
– Совершенно верно. Возникло оно, как и сам институт, в Скандинавии, где уровень развития демократии очень высокий. Кстати, происходит само слово от древнескандинавского umbo «полномочие», «поручение»... То есть, уровень сознания пришел к тому, что нужно защищать определенную группу своих граждан, а с ними и ту пользу, которую они могут принести обществу в целом. Другими словами, Россия сделала шаг вперед. Им «на Западе» интересно, как этот институт сработает у нас в сфере бизнеса.
–  Уровень вашего подчинения –  региональный. Знаю, что когда возникла сама идея, толковали и о другом варианте – прямое подчинение на федеральном уровне.
–  Уверен, что нынешний вариант удачнее. Контролеры от «центра»  – это далеко не всегда конструктивно. Нужно работать в одной команде, помогать реализовывать те или иные программы развития предпринимательства, максимально учитывая интересы и специфику региона... Однако уже сегодня можно говорить и о  командной работе института уполномоченных на общероссийском уровне. Скажем, с 1 января 2015 года собирались вводить дополнительный налог с продаж в ужасающих суммах. И вот его отменили –  победа института уполномоченных. Вернее сказать,  их единой команды.
–  Удалось ли наладить рабочий контакт с руководителями области и ее важнейших муниципальных центров? Немаловажное качество, когда вливаешься в хорошо сработавшуюся команду.
–  Контакт вполне конструктивный... Впрочем, это имело место и до создания института бизнес-омбудсменов. Сегодня мы реально продолжаем делать одно дело... Кстати, знаю по беседам с коллегами в других областях, что так ситуация обстоит далеко не во всех регионах.
Но при этом  обратите внимание: как работали мы  в этом уютном полуподвальчике, так и продолжаем работать именно здесь. Предприниматели протоптали сюда тропинку. Статус организации, что размещается здесь, поднялся, но отношение к делу осталось прежним.
–  Я так понимаю, что не за горами время, когда придется готовить годовой отчет. Каковы будут его основные акценты, ключевые проблемы?
– Ну, скажем,  деятельность начинающих предпринимателей, и в первую очередь их взаимоотношения с правоохранительными органами. Не новая, но весьма стабильная проблема. От момента зарождения до одного года – это самая критичная группа.  Человек получает субсидию и в этот момент по неопытности может совершить необдуманные поступки, даже не предполагая, что действует на грани закона. Как раз в этот  момент правоохранительные органы начинают  интенсивные проверки – без всяких скидок.  А их «подопечные»  просто из страха начинают давать такие показания, что в итоге – уголовное дело. Таких случаев немного, но даже если дело не дойдет до уголовного, люди после такой «экзекуции» бросают свой бизнес или уходят в «тень»... По этой теме я выступал неоднократно, и Областная дума приняла решение разработать предложение о внесении изменений в закон об оперативно-розыскных мероприятиях. Сегодня мы этот проект готовим...
–  Каковы основные  формы вашей работы с предпринимателями?
– Основных – две. В первую очередь  это работа с жалобами: прямые контакты,  рассмотрение, консультирование, принятие решений... Только за минувшие полгода таковых поступило и рассмотрено около пятисот. При этом нужно учесть, что у нас в штате всего три человека. Не всегда хватает своих опыта и знаний, поэтому создали при себе экспертный совет... Немало общего с предыдущим форматом  работы, но возможностей больше. Однако в этом сравнении присутствует и  минус: много бумаг и отчетов, сроки давят...  Если раньше ни перед кем не отчитывался, то теперь приходится...
Второй пакет наших задач  – выявлять и изучать системные проблемы.  Это очень важно. Предприниматель  часто не знает, что его бизнес болен. Нужна своевременная профилактика, чтобы хворь не стала хронической. Сегодня мы можем собирать информацию по той или иной теме на муниципальных уровнях и никто не вправе нам отказать. Так было выявлено несколько серьезных проблем нашего региона, в частности,  в рыбоводстве, работе такси...
–  Хорошо ли  куряне знают о возможностях института омбудсменов? И тут же –  нет ли замысла издавать свою газету? Есть ли таковые у ваших коллег в других регионах?
– Судя по объему поступающих к нам вопросов и жалоб – знают. Газета –  хорошая идея, и мы давно об этом думаем.  В других регионах таких газет пока нет, но это вовсе не повод чтобы не стать первыми. Сегодня обдумываем расширение формата интернет-площадки –  самый популярный и востребованный вариант расширения информационного потока и конструктивных контактов. Ну и, конечно же, не отказываемся от работы с курскими СМИ.
– Что скажете относительно конфликта между крупной сетевой  и малой торговлей? Мир –  дворцам, война – хижинам? В основе – стремление сделать архитектурное пространство города более привлекательным.
–  Сетевое  лобби упорно пытается устранить или хотя бы минимизировать маленькие кафе-киоски. Кстати, в Страсбурге все крупные сетевые магазины вынесены за черту города, и это  общемировая тенденция. Но в нашем городе так не сложилось. Что ж теперь  – если мне нужна пачка печенья или бутылка минеральной воды, я по дороге на работу или домой должен идти в сетевой маркет? Во всем мире есть понятие «магазин шаговой доступности или «магазин за углом», и там у этого вида торговли своя ниша, на которую никто не покушается. Как- то уживаются.  А у нас правила игры меняются одной из   сторон по прихоти последней...
Однако в Курске нам удалось остановить процесс ужесточения правил для «магазинчиков». Пока все в этом вопросе замерло, но без особых гарантий...  Не стоит забывать, что иногда за счет небольшого  киоска кормятся по две-три семьи... Будем отстаивать права «малышей».
– Ваше отношение к теневому бизнесу и нужно ли с ним бороться?
– На одном из недавних семинаров в Москве была озвучено соотношение «белого» бизнеса и теневого: примерно пополам. Там же была высказана мысль: теневой бизнес  – это  резерв, который рано или поздно нужно использовать... Но на мой взгляд,  сначала нужно хорошенько разобраться в причинах «популярности» теневого варианта. Ну явно же не от хорошей жизни... То и дело предпринимателей «бьют по рукам», и те соответственно реагируют... Не воровать у государства  –  это одно, а быть в состоянии не воровать – это другое...
– Как оцениваете уровень развития малого и среднего бизнеса в городе Курске?
–  Вполне положительно. Особенно импонирует курский городской бизнес-инкубатор. В последнее время он начал работать особенно интенсивно и как раз  с начинающими предпринимателями... Ирина Матосова привлекает для сотрудничества ведущих специалистов и организаторов бизнес-среды, при этом формы работы инкубатора отличаются новизной и разнообразием. Скажу также, что многие региональные центры могут позавидовать тем условиям, в которых работает курский городской бизнес-инкубатор.
– Трудно отрицать, что у малого и среднего бизнеса в России еще много проблем. Но есть ли перспективы?
– Еще какие!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...