Сочинение вновь «в строю»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Сочинение вновь «в строю»


3 декабря одиннадцатиклассникам предстоит написать сочинение, которое с этого года станет обязательным этапом завершения среднего образования и допуском к сдаче ЕГЭ. Такое решение в конце прошлого года принял Владимир Путин, и теперь нам предстоит узнать, что из этого получится.    
Направления вывешены на сайте Минобрнауки с 29 августа, но конкретные темы разрабатываются в закрытом режиме и будут обнародованы только в день «икс». Побеседовать о  причинах возвращения сочинения, о плюсах и минусах, которые  оно несет, с нами согласилась доктор педагогических наук, профессор КГУ Галина АЧКАСОВА.
Сначала было слово...
–  Галина Леонтьевна, что явилось причиной возвращения в  итоговую аттестацию школьников такой формы работы  как  сочинение?
–  ЕГЭ как форма оценивания знаний по литературе не соответствует специфике предмета. В основе большинства школьных дисциплин лежит наука, в основе литературы – искусство. Наука требует четкого и однозначного ответа на вопрос, искусство, напротив, допускает и даже требует субъективного восприятия текста, его интерпретации. Тестирование же исключает такую возможность и убивает само  искусство, формирует в школьнике бездушное отношение к изучаемым произведениям. А это сводит к нулю тот огромный воспитательный потенциал, который заключен в художественном  тексте. Это, видимо, понимали,  но не хотели признавать чиновники от образования. Понадобилось много времени для  того, чтобы начать исправлять допущенную ошибку. Тем более что возникли разговоры об утрате духовных ценностей и о необходимости их возрождения. Поэтому на фоне острых дискуссий было принято решение вернуть сочинение как форму оценки знаний, соответствующую специфике предмета.
– Получается, в свое время отказ от написания сочинений был ошибкой?
–  В тот момент это было необходимым шагом, потому что формат, в котором сочинение на тот момент существовало, представлял собой большую по объему «околонаучную» статью. В  написании таких работ состязались и учителя, и вузовские преподаватели. По сути, экзамен становился фальсифицированным. Таким он оставаться действительно больше не мог.
–  Кто же стал катализатором идеи введения сочинения вновь?
–  Инициаторами этого процесса стала группа деятелей культуры во главе с Натальей Солженицыной. Президент одобрил предложение, и как только он это озвучил, чиновники начали идею реализовывать.
–  Как отреагировали специалисты на то, что сочинение вновь возвращается на образовательную арену?
–  Сама идея возвращения сочинения  не может не обнадеживать. Но профессиональное сообщество выступило  против того, чтобы так скоропалительно  это делать. Необходимы как минимум  год-два, чтобы подготовить школьников к этой форме работы.  Ведь много лет их готовили к тестированию, а это совершенно иная форма мышления, иная система подготовки, нежели та, которой требует сочинение. Конечно, есть  учителя, которые всегда работали не только на  результат формального тестирования. Но это не общая практика. В отличие от тестирования, которое вводили, не проводя  научных исследований,  доказывающих эффективность его применения в литературе,   методика  работы над сочинением насчитывает почти два столетия, и за это время никто не усомнился в его полезности. Другое дело, как организовать сочинение как форму итоговой аттестации. Здесь есть проблемы, и их надо решать. Это задача профессионалов.  Словом, ситуация стрессовая.
–  Как отнеслись к нововведению учителя?
–  Учителя-филологи оказались в тяжелейшем положении. По сути дела, имея ту же ставку, что и другие предметники, они готовят три экзамена: русский язык, часть эссе  –  это как экзамен в экзамене,  а теперь еще и сочинение. Процедура его написания и параметры ясны: пишется 4 часа, объем не менее 250 слов, определены условия (пользоваться орфографическим словарем можно, а текстом произведения почему-то нельзя). Авторов концепции не интересуют вопрос подготовки ученика к сочинению  и способы помочь учителю  решить эту методическую задачу.
В связи с этим кафедрой литературы КГУ были организованы курсы для  школьников выпускных классов «Сочинение на пять!», а  также   недельные курсы  и работа консультационного центра для  учителей по подготовке  к «президентскому» сочинению.
–  Как они прошли?
– Был интерес и живой отклик.  Часто ситуация в аудитории приобретала характер «мозгового штурма», совместного поиска оптимальных вариантов подготовки к сочинению. Кто-то предлагал сосредоточиться на произведениях, охватывающих одновременно несколько направлений, другие – выбрать интересные цитаты, способные выразить авторскую мысль той или иной книги и их зафиксировать. Необходимо помочь ученикам вспомнить, упорядочить в голове все, что они знают, научить подчинять эти знания раскрытию заданной темы – эти задачи необходимо решать.

«На мягких лапках»
– Понимая сложность ситуации, авторы концепции предложили  провести этот экзамен, как выразилась Солженицына, «на мягких лапках». То есть создать такие условия, при которых максимальное количество детей смогут справиться с поставленной задачей. Поэтому объем сочинения невелик,  для раскрытия темы достаточно анализа одного произведения, ошибки сначала не хотели учитывать вовсе, так как полагали, что, сосредоточившись на грамотности,  ученик будет отвлекаться от содержания,   но в итоге просто в разы увеличилось число допустимых орфографических и пунктуационных огрехов. Все это дает надежду на то, что школьники выполнят программу минимум и получат «зачет», который и является допуском к сдаче ЕГЭ.
– Каковы минусы и плюсы введения в программу аттестации выпускников сочинения?
– Предложенный  формат сочинения не решает  проблем литературного образования, он не позволяет выявить ни  степень начитанности, ни уровень духовно-нравственного развития школьника. Но ценным в сложившейся ситуации является сам факт внимания к литературе как школьной дисциплине на государственном уровне. В какой-то момент мы заблудились. Приоритетными были объявлены технические дисциплины, в том числе нанотехнологии. Я  не говорю, что это неважно, это ведет к укреплению технической мощи страны. Но не будем забывать, что все эти технологии можно продать туда, где дороже заплатят, поэтому человек, разрабатывающий их, должен быть высоконравственным, а это качество  формируется великой русской и, шире мировой культурой, которая и является содержанием литературного образования. Есть надежда, что литература вернет себе статус важнейшего предмета, главная цель которого –  помочь молодому человеку общаться с искусством,  с людьми, с самим собой.
– Сочинения понадобятся только для допуска к ЕГЭ?
– Нет. Предполагается, что они могут быть представлены при поступлении в вуз. За них будут начисляться дополнительные баллы от 1 до 10. И на сайте абсолютно всех учебных заведений вывешены критерии оценивания по такой шкале.
– В этом есть резон?
– Точно мы не знаем, как это будет осуществляться. В теории, из базы будут запрашиваться сочинения абитуриентов, подавших документы в университет. Вузовская комиссия будет получать это сочинение непроверенным на этапе школьного экзамена. Эта работа будет проведена заново. То есть сочинения будут дважды оценены: один раз на уровне зачтено/не зачтено, другой – по 10-балльной шкале. И это трудно, ведь учителя всю жизнь работали по 5-балльной системе, и оценивать по-другому им сложно.

Силы – в кулак
–  Поговорим о практических рекомендациях. Что бы вы посоветовали нашим учителям– литераторам?
–  Для них одна из самых главных задач сегодня  –  не паниковать, не внушать чувство страха и паники детям. Постараться очень трезво, спокойно отнестись к происходящему, с верой в то, что каждый ребенок должен справиться.
–  А ученикам что делать?
–  Ученикам  –  слушать своего учителя, не бояться, сконцентрироваться и выдать на-гора все, что они знают. Все силы сейчас собираются в кулак,  делается все, чтобы с честью выйти из этого испытания. А если дети не напишут сочинение в декабре, то есть возможность переписать его еще в феврале и марте. Так что пугаться нечего.
Понятно, что сегодня другое время.  Изменилось все: и  учитель, и ученик, и мир в целом.  И сочинение, к которому возвращаемся, должно быть другим. Каким?  Это вопрос, который еще предстоит решить.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...