Игорь СЕЛИВАНОВ: Театр начинается с хорошего артиста
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


У Курского ТЮЗа «Ровесник» – юбилейный сезон. И полвека (случай, действительно, уникальный) его директором, худруком, главным режиссером и артистом является заслуженный деятель искусств России Игорь Владимирович Селиванов.    
С ним встретилась наш корреспондент. Вместе они заглянули в прошлое, много говорили о будущем – в общем, покуролесили во времени…
– Игорь Владимирович, то, что вы сделали 50 лет назад, достойно не только уважения, но и восхищения.
– В 1965 году ко мне пришли школьники. Они захотели иметь свой современный хороший театр и уговорили меня. Первый спектакль мы поставили по пьесе Виктора Розова «В дороге», в нем было занято 63 исполнителя. Огромный успех постановки, видимо, и породил идею создать в городе театр юного зрителя. Вот так и начал свою жизнь наш «Ровесник». Помогли обстоятельства – спектакль стал лауреатом Всесоюзного театрального фестиваля.
– За годы в ТЮЗе сложилась своя система воспитания артистов, весьма успешная. Результаты впечатляют: семь народных артистов, 13 заслуженных, 15 режиссеров и много работников театра по различным специальностям. Ваши воспитанники – в кино, на телевидении, радио, в шоу-бизнесе.
– А еще полторы сотни человек работают в разных уголках мира, и мне за них не стыдно. Как и все 50 лет, на нашу сцену выходили и выходят актеры, которыми мы по-настоящему гордимся. Это поднимает над суетой и придает силы. 50 лет – очень большой срок, это грандиозное историческое событие.
– Сегодня что-то изменилось?
– С изменением политических приоритетов изменилась система жизни людей и сам человек. Стало меньше свободного времени, а то и вовсе его нет…
Театр чувствует это и тоже «перебаливает», попадая в трудные условия существования. Такие изменения не могут не сказаться на усложнении всего творческого процесса. Вы спрашиваете, кто наши актеры? У нас в штатном расписании нет ни одного актера. Есть творческие люди, которые благодаря нескончаемой любви к театру не могут без него жить. Они и являются творческой основой, от которой зависит уровень самого театра.
– Как выживаете в современных условиях?
– Несмотря на большие трудности, нам в Год культуры были выделены дополнительные средства на улучшение материально-технической базы. Средств, выделяемых сегодня, конечно, недостаточно. Не случайно театр считается одним из самых трудных производств. Двенадцать разных цехов должны быть обеспечены специалистами, материалами и оборудованием. Но в штатном расписании и в финансировании это учтено не в полном объеме. Работа театра чаще всего опирается на энтузиазм преданных делу людей. ТЮЗ должен жить! Наш театр был и остается репертуарным. Как минимум, 10-12 наименований в год. Какие проблемы испытывает театр, зрителя  не интересует. Третий звонок – и спектакль должен начаться. В месяц играем 8-10 спектаклей. В эти новогодние каникулы 45 раз отыграли музыкальный спектакль «Подарок для Снегурочки». Скажите, откуда взять актеров, чтобы они в день играли  несколько спектаклей, в то время как они заняты учебой, работой? Это очень сложный момент для составления расписания, чтобы никто не уехал в эти дни на отдых или куда-нибудь лечиться, или в свадебное путешествие.
– Мы беседуем, а на нас, улыбаясь, смотрит с портрета мальчишка. Разве тогда можно было предположить, что это будущий профессор школы-студии МХТ – Виктор Мархасев. Среди воспитанников ТЮЗа и Николай Горохов...
– Николай из многодетной семьи, мама воспитывала одна троих детей. А сегодня он народный артист России, худрук Владимирского театра, помощник губернатора, заместитель председателя Союза театральных деятелей России. Его жена и   помощник – заслуженная артистка России, режиссер, педагог   Надежда Дудина, актриса нашего театра. Они открыли свой молодежный театр во Владимире подобный нашему ТЮЗу. А наш Леонид Громов — сегодня актер театра «Ленком», лауреат премии «Лучший актер года» среди молодежи.
– Игорь Владимирович, у вас самого высшее театральное образование, учились у Хейфица, Эфроса, Карагодского и других маститых режиссеров. Не жаль талантливых от себя отпускать?
– У нас очень много ребят поступает учиться. Как минимум каждый год человек пять. Чтобы подготовить их к этому, уходит не менее трех лет. Но, как бы я ни жалел, что они уходят, нельзя этому препятствовать. Трудно быть полу – или четвертьпедагогом. Если вижу, что есть актерские способности у молодых, рекомендую поступить в хороший вуз, учиться там, где есть еще великие педагоги и школы. Недоучившиеся актеры никому не нужны. Либо будешь прозябать на «кушать подано», либо совсем не получишь достойных ролей. Из моих ребят только режиссерами впоследствии стали 15 человек, а актерами – собьешься считать. Володя Фридман и Людмила Агаркова – в Израиле, на Бродвее вместе с Еленой Соловей играет Снежана Цыпелева. В Курском драматическом театре – Наташа Комардина, она начинала в ТЮЗе, народный артист Валерий Егоров, прекрасная артистка Марина Заланская. В Северной Осетии – народный артист, лауреат Государственной премии Володя Уваров – директор Русского драматического театра, Влада Филиппова – артистка в Самаре, Светлана Поваляева – в Воронеже, заслуженный артист России Антон Олейников – в Санкт-Петербурге, Роман Ерыгин – в Казани, Леонид Громов, Сергей Сотников, Юлия Галкина, Татьяна Кузнецова – в Москве и много, очень много других.
– Но не зарастает же тропа в студию ТЮЗа?
– Надо, чтобы новички не только пришли к нам, но и поверили в тебя, заинтересовались. А главное, чтобы у них нашлось время стать другими. Театр очень развивает людей, дает большую широту взгляда, серьезно повышает культуру. Человек начинает самостоятельно думать, много анализировать, читать. А когда входит в работу, то тут уже скрупулезно, «от семечка к семечку», все осмысливает, думает и действует с душой.
– Иногда актера учат: играй, как я, но не играй лучше меня.
– И такая школа не отвергается. А мне, кажется, наоборот – ученики должны играть лучше своих учителей. И тут не дай Бог испортить. У нас, как в медицине, как в хорошей педагогике – не навреди.
– Берете в студию всех желающих?
– Далеко не каждый может заниматься актерской деятельностью. Вот почему важна продуманная мастерами четкая система. Чтобы учить, надо иметь хороших педагогов. Виктор Мархасев, как член приемной комиссии в МХТ, с сожалением отмечает, что в вуз стало меньше приходить талантливых абитуриентов, особенно юношей. А всякая труппа формируется так: одна девочка к пяти мальчикам. Иногда талант не сразу просыпается. Бывает, что к третьему рабочему туру от природы талантливого человека обгоняет работоспособный. Актерская работоспособность – очень важная вещь. Ребятам всегда говорим: студия – это борьба со своими недостатками. Кто хочет – тот высоко поднимается. У нас сложилась система, которая давно оправдала себя. Сначала – кандидат в студийцы, потом – студиец, и как итог – зачеты. Участие в сказках – тоже хорошая школа. Путь от озорства к правде. Далее студиец становится кандидатом в актеры. Обучение у нас, кстати, бесплатное. Потом он становится актером, 3-й, 2-й, 1-й категории. И за свою работу начинает получать деньги.
Педагоги у нас – альтруисты. Мне когда-то говорили: «Игорь, что ты волнуешься, придут богатые люди, они тебя завалят деньгами, они будут нуждаться в культуре и в искусстве. Они же сами не выживут, если не будут тебя поддерживать». Сегодня до кого-нибудь из них достучаться –  целая проблема. У нас нет попечительского совета. А я не умею просить... Лучше выйду из дома в 6 утра и сам, своими руками что-то сделаю для театра.
– От старшеклассников раньше отбоя не было...
– Им тоже теперь непросто:  ЕГЭ, все занимаются с репетиторами. Конечно, выручает основная актерская группа. Заслуженная артистка России Татьяна Левчук сыграла свой 1200-й спектакль. Есть сыгравшие 800, 600, 500 спектаклей. Конечно, хочу сказать о Викторе Голубцове, Олеге Гелюхе, Алевтине Федоровой, Игоре Селиванове-младшем, Олеге Воробьеве, Евгении Лемещенко, Наталье Ширяевой, Наталье Тубольцовой, Юрии Реснянском, Игоре Насаеве. Держимся на верных театру людях.
– А традиция каждый год летом собираться у вас на даче с теми, кто работает в других городах, сохранилась?
– Да мы собираемся, разговариваем, вспоминаем прошлое, говорим о настоящем, прогнозируем будущее.
– Болезнь актерской братии – «зопрокинуть по рюмашке». Как у вас с этим?
– Я – человек непьющий, и в театре «сухой» закон. Нельзя принести бутылку пива, прийти с запахом алкоголя – рубим это на корню. У нас был очень хороший актер, много играл. Пока был в ТЮЗе, не пил. Перешел в профессиональный театр, стал пить, пока его не попросили из театра, и, как я слышал,  все пошло у него наперекосяк. Вот как бывает...
– В этом сезоне играете «Женитьбу», «Луч во тьме», «Особо влюбленный таксист», «Продавец дождя», плюс Гоголь, Чехов, Некрасов... А какие новинки ждать поклонникам театра?
– С новинками всегда трудно. Труппа у нас не постоянная, и планировать репертуар очень сложно. Скажу еще такую вещь: за полвека у нас уже более 30 человек ушли из жизни. Пятьдесят лет – это все-таки не шутка ...
– А спектакли-долгожители существуют...
– Дольше всех игрался «Эй, ты, здравствуй!» – три состава, 263 раза. «Продавец дождя» – 4 состава, 130 раз, и до сих пор играем. Мало того, он каким-то особым образом развернулся к сегодняшней жизни. Сегодня деньги стали основой основ. Человек начал мыслить только этой категорией, жаль. Но без культуры мы не сдвинемся с места, не будет ни фантазии, ни воображения. А нам надо в стране экономику поставить на более серьезный уровень.
– У вас есть комедии, есть и такие спектакли, как сказала одна учительница: «Они человека лечат, мы приходим домой другими». А на спектакле «Луч во тьме», я заметила, зрители плачут. Не вредно ли?
– Конечно, нет! Слезы на спектаклях – всегда лишь отпечатки чувств, их тень, слезы соучастия. Люди, у которых хорошая эмоциональная память, получают от этого не только удовольствие и наслаждение, а жизненный урок. Президент Владимир  Путин сказал: «Необходимо открывать ТЮЗы, если не хотим потерять нашу молодежь». Я с ним абсолютно согласен. Театр для ребенка и подростка – это не просто игра, а работа души и ума. Идет тонкое воспитание души, чувств, эмоций. Сегодня театру необходима только поддержка, человеческая и финансовая, нравственная и политическая.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...