Стартап: с чего начать
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Стартап: с чего начать


Модное нынче слово стартап на деле означает новый бизнес. Ну, если уж совсем точно (как это понятие описал автор книги «Бережливый стартап» и идеолог итеративного (повторяющегося) подхода в предпринимательстве Эрик Рис), это организация, создающая новый продукт или услугу в условиях высокой неопределенности. Кто он, российский стартапер, и как создать успешный бизнес?    
«ГИ» провели исследование и пообщались с экспертом.
Клининговые компании, коммерческие детсады, тайм-кафе, хостелы... Для курских стартаперов – это уже проторенная дорожка. Если говорить об общероссийских тенденциях, то тут основные тренды куда более глобальны.

Три привета из завтра
Во-первых, это роботизация нашего общества. Сегодня компьютер в каждом доме является нормой, та же ситуация ожидает нас и с роботами, утверждают футурологи. Конечно, до японских технологий курянам, да и россиянам далеко. Но свои успехи тут есть: пермский робот-помощник Алантим, персональный дворецкий SapfiR опять же из Перми, робот-автомойщик из Нальчика. Но и разработки курских ученых уже применяют в промышленности, например, робот, с помощью которого тянут провода по воздуху в труднодоступных местах.
Другая тенденция – вторичная переработка. Мусор не просто планируют перерабатывать, но и производить из него тепло и свет.  Например, в Москве предприниматели развивают проект «Переработка золошлаковых отходов электростанций»: его задача – добыча из золы и шлака ценных химически чистых веществ (диоксида кремния и оксида алюминия). А еще российские специалисты представили в этом году технологию «Активил» для переработки осадка сточных вод в фосфатные удобрения и комплексы микроорганизмов для разложения остатков нефтепродуктов. Нам  такие технологии пока  только снятся. Курянам научиться хотя бы сортировать мусор и не разбрасывать его везде.
И последний привет из завтра, точнее уже из сегодня – печать на 3D принтере. Причем печатать будут все – от одежды до автомобилей. Молодые ученые из ЮЗГУ уже вовсю используют эту технологию: сейчас они из композита печатают обшивку робота для работы под водой.

Девять шагов на пути к успешному бизнесу
Итак, вас вдохновили примеры стартаперов и вы готовы начать. Но не знаете, с чего? Пошаговую инструкцию нам предложил Андрей ШУЛЬГА, юрист, который сам когда-то был в роли начинающего.
Шаг 1. Выберите свою нишу
Ответьте на три вопроса:
Для ответа на последний из этих вопросов можно использовать следующие инструменты:
1. Контекстная реклама позволит узнать, сколько людей интересовалось выбранной вами услугой или товаром в интернете. Это легко определить, анализируя слова, которые вводят люди в поисковик. Чем больше запросов, тем лучше.
2. Просмотрите объявления в интернете на досках бесплатных объявлений: как представлен товар или услуга, сколько просмотров таких объявлений, какие особенности указывают продавцы в качестве преимуществ. Это позволит получить полную картину о товаре в нише и выявить сопутствующие товары/услуги, которые можно продавать параллельно.
3. Изучите курских поставщиков и не курских, представленных на выбранном вами рынке (проведите конкурентный анализ).
4. Сверстайте полученные данные о товарах и лицах, их предлагающих, в сводную таблицу.
Уже в процессе верстки таблицы вы получите ответ на многие вопросы, которые до этого даже не зародились в голове.

Шаг 2. Найдите партнеров
Бизнес легче начинать с партнерами, которым можно доверять. Выбирайте тех, которые умеют то, что не умеете вы. Например, если вы отлично разбираетесь в том, как сделать качественную услугу (раньше работали по найму), то найдите партнера, который сможет ее хорошо представить рынку, а потом продать заинтересованным людям. А еще нужен человек, который знает толк в организации легальной работы бизнеса.
Отношения с партнером лучше оформить письменно. Это избавит от проблем в будущем.  Бизнес – это система, которая работает по правилам. И лучше, когда эти правила пишете вы, а не «сложившиеся обстоятельства».
Особенно обратите внимание на оформление денежных взносов. Тот, кому «неудобно» оформлять денежные отношения в бизнесе, потом крокодильими слезами плачет от невозможности доказать свое участие в деле.

Шаг 3. Найдите эффективные каналы продаж
Неразумно: арендовать офис, нанять сотрудников, закупить товар или сделать собственный продукт, а потом думать, кому и как его продавать. Есть риск, что вы потратите миллионы рублей и окажется, что ваш продукт никому не нужен – вообще, или в данном регионе, или в этом году.
Разумно: имея идею, сделать попытку продать ваш товар или услугу хоть кому-то.  Да, это будет сложно. Но это разведка  боем.  Возможно, вы запорете работу с первым клиентом, придется извиняться. Но если вы продадите, не имея еще ничего, это значит,  что спрос есть и имеет смысл вкладывать деньги и силы в этот бизнес.
1. Не тратьте деньги, которые получите в счет оплаты первого  товара, возможно, вам придется их вернуть.
2. Не включайте в договоры штрафы за нарушения для поставки «пробной» партии.
3. Не заключайте контракт сразу на большую сумму.
Идею можно протестировать двумя способами:
Создайте лендинг (страницу захвата), например, на любом из онлайн-конструкторов (многие из них дают время для тестового «бесплатного» пользования) и пригласите туда людей через соцсети или контекстную рекламу.
Возьмите бумажный носитель (справочник /газета /визитница) или базу данных (их много в интернете) и потратьте пару дней на обзвон потенциальных клиентов.  Или выберите из списка компании, которые уже интересовались вашей продукцией (скажем: «куплю яблоки оптом…» или «нужен юрист на сделку»), и обзвоните их. Вам потребуется коммерческое предложение (КП) для отправки по почте. КП можно заказать у профессионалов (в интернете есть множество предложений), или сделать самостоятельно, изучив литературу по теме (прочтите книгу «Эффективное коммерческое предложение» Дениса Каплунова).

Шаг 4. Зарегистрируйте юрлицо или ИП
Делайте это только после того, как первый клиент готов отправить деньги на ваш расчетный счет. Бывает так, что стороны договорились, но выставление счета и перевод денег растягиваются на неделю-две, поэтому на этапе переговоров с клиентом не обязательно, чтобы все документы уже были оформлены.
Подготовить бумаги можно за один день с помощью специальных сервисов и подать их в ФНС по Курску (Энгельса, 115), через пять рабочих дней будет возможность открыть счет в банке, чтобы принять платеж. Сделайте печать. Российский менталитет требует бумаг с подписью и печатью (для ИП наличие печати не обязательно, но, как показывает практика, необходимо).
Чтобы определиться: ООО или ИП и какая нужна система налогообложения, прочитайте статьи на эту тему в интернете, или обратитесь за консультацией к юристам и бухгалтерам.

Шаг 5.  Найдите поставщиков
Используйте интернет-площадки с массовым количеством предложений. Это может быть любой портал бесплатных объявлений или отраслевые форумы.
Будьте готовы к тому, что поставщики иногда нарушают договоренности: срывают сроки, допускают пересортицу, поставляют не то. Закладывайте в договоры срок исполнения и внимательно прописывайте детали контракта.
Всегда заключайте письменные договоры с поставщиками и проводите оплату только через расчетный счет. Люди могут вызывать у вас доверие, но лучше перестраховаться – почти каждый предприниматель сталкивался с тем, что его «кидали», и только договор поможет решить проблему.
Особое внимание обратите на первичные документы (договор – это правила, а накладные и акты – это доказательства  операций). Если что-то пойдет не так, именно основываясь на первичных документах, вы будете доказывать, что отгрузили… кому и как.
Обратите внимание на то, что часто поставщики называют цену, полагая, что вы – плательщик НДС (с учетом НДС). Если вы – неплательщик этого налога, то, приобретя товар, вы оплачиваете налог автоматически, но компенсацию (по налоговой накладной) не получите. Мало того, компания-плательщик НДС у вас ничего покупать не станет, так как ей придется самой отчислять НДС в бюджет.
И еще, обратите внимание на условия поставки (самовывоз/доставка до места), кто платит за нее и в какой момент переходит право собственности на товар, кто отвечает за сохранность и условия перевозки груза.

Шаг 6. Просчитайте экономику
Когда вы определились, по какой цене будете продавать продукцию, какую сумму надо потратить на закупки, операционные расходы, – время просчитать экономику  и  убедиться, что вы «в плюсе» (На первых порах можно работать немного в минус).
Будьте готовы к тому, что все пойдет не так, как вы планировали: клиенты попросят скидку, часть захочет вернуть товар, стоимость привлечения покупателя окажется больше... Заранее продумайте, как будете разрешать эти вопросы.
Планы по продажам надо делить на коэффициент N, расходы – умножать на этот же коэффициент (Предприниматели в шутку называют  N «коэффициент дурака», он показывает, на сколько они ошибаются. Обычно N = 1,5 или 2).

Шаг 7. Начните вести бухгалтерию и учет
Не обязательно прибегать к услугам бухгалтера, особенно если вы выбрали ИП, а не ООО. Дешевле и удобнее использовать облачную бухгалтерию (в интернете есть масса предложений таких услуг).
Если бухгалтерию мы, в основном, ведем для государства, то учет нужен предпринимателям. На первом этапе вы можете использовать даже excell-таблицу для учета расходов и поступлений.

Шаг 8. Наймите персонал
Когда станете работать по 12-14 часов в день, подумайте о найме персонала.
Продумайте функционал для сотрудника (он должен знать, что делать, а вы – понимать,   за что платите). Сформулируйте должностные инструкции, планы и систему учета результатов работы. Иначе будете бесполезно терять деньги, теша себя мыслью о том, что трудоустроили еще одного человека, и параллельно сожалеть, что поспешили с наймом сотрудника, ведь на первом этапе наемные работники будут создавать больше проблем, чем решать (их надо будет  обучать; они будут делать все хуже, чем вы; за ними надо будет следить; они постоянно будут то увольняться, то уходить на больничный; им надо организовать рабочее место).
Но настанет момент, когда   успех компании будет полностью зависеть от людей, которые работают, и большая часть вашей работы будет заключаться в поиске таких людей (Рекомендую почитать на эту тему книгу Джека Уэлча «Мои годы в GE»).

Шаг 9. Улучшайте все
Когда у вас уже будут работать несколько человек и пойдет поток заказов – самое время начать улучшать процессы в компании, чтобы повысить доходность.
Чем лучше у вас обслуживаются входящие заявки (телефон работает, менеджеры отвечают вежливо, ни одно письмо не остается без ответа), тем выше конверсия из заявок в продажи.
Вы можете снизить стоимость привлечения клиента, если изучите, как оптимизировать рекламные кампании.
Продавать легче уже имеющимся заказчикам, поэтому работайте над тем, чтобы продавать каждому клиенту как можно больше, как можно чаще и как можно дольше.  (О том, как это сделать, хорошо рассказано в книге «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла).
P.S. Эта система дает возможность построить успешный бизнес. Помните: «Дорогу осилит идущий». «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Виктор ПРАВДИН.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...