Когда глина оживает
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Когда глина оживает


Круг, печка и глина – все, что нужно Михаилу Волкову для того, чтобы сделать мир чуточку красивее. Недавно привезли ему целый КамАЗ обычной песчаной глины со стройплощадки. И тут же он принялся ее сушить, крошить...    
Что еще? Секретами гончарного искусства мастер поделился с корреспондентом «ГИ» в творческой мастерской.
Художник по образованию,  он решил заняться гончарным делом, потому что творчество бесконечно – из одной области легко «переплыть» в другую, освоить то, что давно хотелось. Глина – она ведь, по мнению Михаила Павловича, особенная. Живая, податливая и теплая изнутри... А гончарное искусство – это как волшебство, которое подразумевает взаимодействие трех стихий: земли (глина – осадочная горная порода), воды (из глины можно слепить что угодно, как из пластилина, добавив немного воды)  и огня (изделия обжигаются в специальной печи).
«Все великие художники  в определенный период творчества обращались к этому материалу», – подумал он и принялся постигать гончарное искусство. Учился у московских мастеров.
– Меня очень впечатлили их мастер-классы, – говорит Михаил Павлович. – Только представьте, они смогли оборудовать однокомнатную квартиру под настоящую гончарную мастерскую, создали атмосферу  таинства посвящения в искусство.
Михаил Павлович, приехав в Курск, начал воплощать в жизнь новые проекты. Сначала сделал карандашницу. Подарил ее кому-то из знакомых.
– Сделай и нам что-нибудь, – начали упрашивать друзья. Так и завертелся гончарный круг Волкова, и вертится он вот уже 10 лет...

Тощая или жирная?
В мастерской Михаила Павловича уютно и светло. Как и полагается в настоящей гончарной мастерской, посреди помещения  круг, на котором создаются горшки, кувшины и вазы. В углу – муфельная печь, способная нагревать до 1100 градусов. Без нее гончару не обойтись.  Рядом – огромные пакеты с глиной.
– Вот из нее и будем лепить... Правда, это сухая, а вот тут в емкостях уже готовая, – указал мастер и сел за круг. – Глина бывает разная: тощая и жирная...  Жирность зависит от содержания примесей в ней: чем меньше, тем жирнее. Вот эта – жирная. Могу доказать. Шарик из нее, брошенный с высоты одного метра на деревянный или бетонный пол, принимает форму лепешки, которая не рассыпается и не растрескивается. Такая глина хороша для изготовления крупных кувшинов, садовых композиций.
Вы думаете, накопал глину и тут же можно лепить? Как бы не так! Подготовка глины – процесс кропотливый: нужно высушить, раскрошить, после замочить на сутки, чтобы по консистенции она напоминала сметану. Потом процедить через сито, убрав все камешки и  крупный песок. Готовая масса чуть подсохнет и будет как тесто. Вот теперь готово!
– Столько хватит, – Михаил Павлович отламывает внушительный кусок, лепит что-то наподобие мячика и бросает на вращающийся круг.
– Сделаем квасник...

До состояния «твердой кожи»
Если верить Википедии, с XIX века название «квасник» закрепилось в Москве за керамическим сосудом дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас.
– Вообще, все глиняные изделия выкручиваются из цилиндра, вот как сейчас, – начал творить гончар.
Слегка наметились очертания, потом стакан плавно преобразовался в блюдце, на котором как будто по волшебству появилась чашечка. Пару мгновений – и кружечка растеклась и накрыла блюдце сверху. Еще несколько ловких движений – и уже на круге вертится бублик, внутри которого пустота.
– Добавим водички, уберем лишнее... – комментировал мастер. – А теперь снимаем леской – пусть подсохнет до состояния, которое называют «твердой кожей». Потом можно доделать носик, ручку и в печь – на обжиг. Главное – высушить после лепки правильно, чтобы не было сквозняков, а то может потрескаться...
– Тоже из глины? – заметила я цветные кувшинчики.
– Это из цветной глины, а этот кувшин покрыт цветной глазурью.

Глина в молоке
Глазурь – тонкий слой стекловидного покрытия, которое наносится на поверхность глиняного изделия. Ее можно сделать собственными руками. Только процесс этот  весьма утомительный. Нужно измельчить стекло до состояния белой муки, просеять через сито и в горячем состоянии окунуть в подготовленную воду.
Вместо глазури можно использовать молоко. Этот процесс называется «молочение»: кувшин, до этого уже прошедший обжиг (при температуре тысяча градусов), окунается в молоко – и снова в печь, но на этот раз температура должна быть не выше 350 градусов. Цвет изделия после такого обжига становится насыщенным, необычным – с переходами от светлого до темного. Но есть одно но: молочение, как покрытие, не очень стойкое: со временем выгорает.
– Я в основном покупаю готовую глазурь, и вот что из этого получается, – указал гончар на полку.
Что только не делал из глины Михаил Павлович,  кому только не дарил свои работы... Но есть еще вещи, которые предстоит воплотить в жизнь.
– Хотелось бы попробовать сделать композицию для сада –  металлическую конструкцию с колокольчиками. Правда, для этого понадобится более мощная печка, которая поддерживает температуру выше 1100 градусов. Изделию, изготовленному в таком  режиме, не будут страшны погодные перепады. Вот сделаю себе такой подарок и еще что-нибудь придумаю. Творчество для меня –  стимул  жить.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...