Предновогоднее обращение Деда Мороза
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Предновогоднее обращение Деда Мороза


Добрый дедушка-волшебник, всевидящий, всеслышащий, всесильный и справедливый – практически божество, которое помимо прочего делает  настоящие подарки и устраивает веселые хороводы у елки. В каком радостном предвкушении, с каким замиранием сердца ждут прихода Деда Мороза дети, и как важно, чтобы неосмотрительность или небрежность взрослых не разрушили детское чудо! Накануне Нового года  размышлениями на эту тему с «ГИ» поделился актер  драмтеатра, народный артист России Евгений Поплавский.    
Вспомните образ Деда Мороза, созданный Александром Хвылей в фильме «Морозко», – фигура крупная, масштабная, сказочная, с могучим низким голосом и отменным чувством юмора. Долгие годы Александр выступал в качестве Деда Мороза на новогодних праздниках в Кремле, поэтому роль в картине «Морозко» не была для него новой. Для миллионов жителей нашей страны этот актер стал самым главным Дедом Морозом: отзывчивым и исполняющим мечты.
Всегда славился Дедами Морозами и Курский драматический –  начиная с Александра Олешни, ныне ушедшего из жизни, до Евгения Поплавского, который в последнее время  занимается постановкой спектаклей.   «Номер 13», «Голодранцы и аристократы», «Правда хорошо, а счастье лучше» – все это плоды его вдохновения, достойные отдельного разговора, но накануне Нового года с Евгением Степановичем говорим о Деде Морозе.

Не все имеют право на роль
– Я считал, считаю и буду считать, что эту роль не должны играть все артисты подряд. Другое дело, что жизнь заставляет молодых актеров – высоких,  худющих, с тонким неустоявшимся голосом – бегать по детским садикам и корпоративным утренникам, чтобы подработать хоть что-то к мизерной театральной зарплате. Настоящий Дед Мороз угадывается с первого взгляда: по осанистой фигуре, уверенной походке, нерасторопным движениям, по «Здравствуйте, дети!», произнесенным звучным низким голосом. Нет, далеко не каждый имеет право на эту роль.

Дед Мороз – не клоун
– Все чаще Дед Мороз не соответствует образу, потому что его  вынуждают быть массовиком-затейником! Читаешь сценарий и диву даешься: тут надо попрыгать с детьми зайчиком, тут встать на коленки, залезть под стол и  спрятаться от них. Нет. Дети готовятся к встрече с Дедом Морозом, хотят заслужить его одобрение, понравиться ему, поэтому он должен прийти, поздравить малышей, посмотреть их выступления, похвалить каждого, вручить подарки, рассказать две-три новогодние истории или загадать загадки. Все! Не надо артисту высказывать, что Дед Мороз мало пел, плясал и не играл с детьми в догонялки, – это действия другого персонажа.

Сделать сказку
– Однажды, знакомясь со сценарием в детсаду, я увидел, что в зале, где будет проходить утренник, из окна видна дорожка, ведущая к крыльцу, и придумал неординарный выход Деда Мороза. Как это было? Стою во дворе, спрятавшись за елкой. Воспитательница говорит: «Дети, вы хотели, чтобы к нам на праздник пришел Дедушка Мороз? Вот, смотрите, он идет». И показывает в сторону окна. Детишки сорвались с мест, облепили подоконник. В это время я по сигналу другой сотрудницы выхожу из-за укрытия, на глазах детей иду в костюме по расчищенной дорожке, останавливаюсь на секунду и вскидываю мешок за спиной, как будто его тяжело нести, потом подхожу к окну и стучу. Что стало с ребятней, не передать! Машу им рукой и направляюсь к крыльцу, поднимаюсь по ступенькам. Вот это – Дед Мороз. А ведь бывает и так: не успел Дед Мороз поздороваться, а дети кричат: «Да эта наша Марь Ивановна с кухни!». Нельзя у ребенка отнимать сказку, нельзя ее превращать в балаган. Нужна высокая степень достоверности Деда Мороза.

Дед Мороз – не бывший двоечник
– Я часто отказывался от предлагаемых сценариев – мне достаточно списка детей, а о чем с ними поговорить, я найду сам. Так, в одном детском саду мне говорят: «Евгений Семенович, тут по сценарию вы читаете стихи, потом отдергиваете простыню, лежащую под елкой, и дети видят гору подарков». Без вопросов, сделаю. Но эти стихи я запомнил на всю жизнь:
Ручи чары, чары ручи.
Из огня или из тучи
Все подарки на снегу
Очутилися в саду.
Спрашиваю: «Кто автор?». Воспитательница с гордостью: «Я!». Кто-то другой, действующий по принципу «любой каприз за ваши деньги», возможно, и прочитал бы, но я категорически отказался.

Играешь в жизни, а не в пьесе
– Артист, играющий Деда Мороза, должен уметь импровизировать и быть готовым к нестандартным ситуациям. На Алтае в краевом театре драмы произошел такой случай. По традиции я в начале спектакля сделал представление елочки и спрашиваю у детей: «Ребята, вы пели?». Они отвечают хором: Да! Танцевали? Да! Стихи читали? Да!  Настал, как говорят в театре, сюрпризный момент. Говорю: «Я подготовил для вас подарок – настоящую зимнюю сказку». Открываю двери и приглашаю детей в зрительный зал, и тут  раздается звонкий мальчишеский голос:
– Дедушка Мороз, я не успел стишок прочитать!
Что делать? Говорю: «Стоп, ребятки! Задержимся на минутку, послушаем стихотворение». Ставлю ребенка на стул, даю микрофон. Мальчик откашлялся и громко, с выражением начал декламировать:
– Ленин крепко в гробе спит...
Снегурочка и родители онемели.
– Стоп! – останавливаю выступающего. – Нам достаточно. Хорошее стихотворение, мальчик. Не забывай его, будет еще, как минимум, один день, когда ты его прочтешь.
На утренниках случается, что кто-то из ребят заплачет или испугается. При первом же входе я обхожу всех детей, и если вижу какую-нибудь девочку в слезах, продолжать сценарий не могу. Подхожу к ней:
– Ты меня испугалась?
Она утвердительно машет головой. Снимаю варежку, протягиваю ей руку:
– Потрогай меня за ручку.
Девочка осторожно прикасается к ладони.
– Не холодная?
– Нет.
– Давай вторую рукавичку сниму. Не холодная у меня ручка?
– Нет.
– Вот видишь, Дедушка Мороз – добрый. Хоть я  и живу в холодной стране, сам я теплый –  никого не заморожу.
Все. Ребенок успокоился.
Бывает иначе. Родители забывают о скромной роли зрителя на утреннике и начинают в присутствии детей отчитывать Деда Мороза. Мол, почему той девочке разрешил прочесть длинное стихотворение, а моему сыну вручил подарок сразу после первого четверостишия?

Как справиться с конкурентом?
– С конкурентом я встретился еще в советское время, 1 января, на детском утреннике на кондитерской фабрике в городе Мариуполе. Конфет там было  море, и я раздавал их детям целыми упаковками. А накануне, в новогоднюю ночь, работал другой Дед Мороз на вечеринке. Во время представления он периодически употреблял и к окончанию банкета свалился и заснул под елкой. Перед детским утренником его, конечно, обнаружили и отнесли на диванчик в соседнюю комнату. Я открыл праздник, поздравил детей, зажег елочку, мы начали петь песню «В лесу родилась елочка».  Вчерашний Дед Мороз, услышав ее сквозь сон, вспомнил о должностных обязанностях, взял мешок, в котором еще оставалась половина выданных ему конфет, и вошел к нам в зал:
– Здравствуйте, ребята! Я подарки вам принес!
Дети всей толпой к нему. В первое мгновение и я, и организаторы растерялись. Потом говорю председателю профкома, который приглашал меня: «Надо как-то выходить из ситуации». И громко обращаюсь к детям:
– Ребята, а вы знаете, кто к нам пробрался на праздник? Баба Яга, переодетая в Деда Мороза! Она хочет украсть елку. Давайте прогоним самозванку!
Дети стали выталкивать из зала Деда Мороза №2, а сотрудники фабрики им помогли – подхватили его под руки и увели.
– Молодцы, ребята, справились! – радостно кричу я.
Нам удалось обыграть непредвиденную ситуацию так, что родители, присутствующие в зале, решили, что так и было задумано.

На обочине
– В молодости, когда я работал в Брянском драматическом театре, меня уговорили провести 31 декабря новогодний вечер на турбазе – в 25 км от города. Директор  клятвенно обещал, что к десяти вечера артистов доставят домой. Ладно. В девять мы отработали, и вдруг водитель, который должен был нас везти, заявляет: «Простите, не могу. Не сдержался, выпил». Стали искать другой транспорт – бесполезно. Попросили водителя отвезти нас до трассы, рассчитывая поймать попутку, ведь в новогоднюю ночь все спешат вернуться домой,  в семьи.
Он высадил нас и уехал. Небо звездное, мороз под 20 градусов, темная дорога, ни одной машины, и мы со Снегурочкой с чемоданами. Стояли около часа. И плясали, и в ладоши хлопали. Наконец вдали замаячил огонек. Мы вышли на середину дороги и стали отчаянно махать руками. Остановилась военная машина. Молоденький водить как-то удивленно-испуганно посмотрел на нас и спросил: «Что случилось?».  Мы объяснили. Он довез нас до Брянска и развез по домам. Я открыл дверь квартиры где-то без семи минут двенадцать. Успел!

Не замерзнуть – главное
– Здание нашего театра проектировалось, видимо, не для Курска, а для Алма-Аты. В морозы да в метели бывает очень холодно. За сценой артисты в легких костюмах ожидают выхода, а там такие сквозняки свистят! Батарей наварено огромное количество, но они не греют. Особенно на сцене. Несколько раз пытались починить,  и каждый раз почему-то не получалось. В вестибюль, где проводятся новогодние утренники, иной раз выйдешь, дохнешь – пар идет. Температура 10-12 градусов, – жалуется курский Дед Мороз и обращается к родителям: «Одевайте детей потеплее!»
  • Комментарии
Загрузка комментариев...