История как прикладная наука по отношению к отдельно взятому старинному городу
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
История как прикладная наука по отношению к отдельно взятому старинному городу


Любой древний город в его сегодняшнем обличье – это во многом лишь верхушка «айсберга», который основной своей массой погрузился в вечные воды времени. В значительной степени он формировался во времена орды, где кроются корни многих нынешних городских реалий – как в положительном, так и в отрицательном смысле.    
Там же и задумки наших предков, реализованные или оставленные ими до будущих (лучших) времен. Но, может быть, эти самые лучшие времена уже настали и пора вернуться к давним замыслам? Попробуем, рассчитывая на понимание и поддержку собеседников, людей вполне прагматичных и дальновидных. С их стороны нам с вами нужны не только отчеты о проделанной работе, но и понимание долгосрочных городских проблем, направленных в том числе из далекого прошлого в будущее. А начнем в этом ключе беседой с Ольгой ГЕРМАНОВОЙ, главой города Курска.
– Ольга Михайловна, предлагаю потолковать об историческом центре Курска. Общеизвестно, что сформировался он сравнительно недавно (возьмем за точку отсчета 1782 год),  менялся до неузнаваемости, и этот процесс далеко не завершен. Тема весьма обширная, а потому начнем с более конкретного вопроса: состояние наших рек, а стало быть, и их берегов. Невольно складывается впечатление, что  Курск растет и развивается, а Тускарь, такое впечатление,  застряла где-то в XIX веке. Мало того, в позапрошлом столетии эта река была более полноводной и более востребованной горожанами. Знаю, что сейчас основательно обдумывается вопрос о реконструкции территории, которую куряне знают как Боевку…
– Не только обдумывается, но уже реализуется. Мы начали делать вычистку вдоль реки, деревья спилили аварийные, вырубили дикий кустарник… А в целом задумали там парк. Категорически считаю, что застраивать эту территорию нельзя, ее нужно благоустроить именно под зону отдыха. Если оглянуться в прошлое, Боевка всегда была таким местом. Тем более что спокойных, зеленых островков в городе становится все меньше. Спортивный объект мы там уже построили, он весьма к месту. Хотя пришлось выдержать много критики по его поводу. Старое здание передали спортивной школе – там есть все условия для спортивного клуба, все-таки дети должны дышать свежим воздухом, тем более в процессе спортивных занятий. Однако, на мой взгляд, должна быть общая концепция долговременного развития не только Боевки, но и всей Тускари на участке ее прохождения через город. Скажем, все построенное в рамках  парка и его инфраструктуры должно в эту самую концепцию укладываться. Нельзя полагаться на вкус и предпочтения только предпринимателей-застройщиков… В реализации такого организационного подхода есть с кого брать пример. Упомяну только парк имени Горького в Харькове или подход Назарбаева по ряду планировочно-архитектурных вопросов в Астане.
Добавлю, что при реконструкции не обойтись без федеральной программы, в которую мы были включены, но вмешалась экономическая ситуация. Однако не хотелось бы, чтобы этот фактор стал долгоиграющей отговоркой. Поэтому я и говорила выше о долговременной комплексной программе. Без лишней спешки, шаг за шагом, грамотно подключая к задумке наш бизнес.
– В самый раз вспомнить, что в конце сороковых на Боевке была построена десятиметровая вышка для прыжков в воду и устроены дорожки для соревнований по плаванию…
– Тогда уж вспомним и про парк имени 50-летия ВЛКСМ. То есть к исполнению этой задачи уже приступали. Там была и танцплощадка, и прочие объекты, которые по предназначению совпадают с нашими нынешними целями.
– Но, может быть, стоит начать не с берегов, а с русла Тускари: очистить его, углубить?
– Безусловно. И делать это необходимо весьма основательно, чтобы вернуть главной городской реке былую полноводность. Этим на протяжении послевоенной истории   город занимался, но весьма фрагментарно. Скажем, ниже Кировского моста был обширный остров, который земснарядами смыли и углубили дно. Цель – комплексно организовать там зону отдыха с обширным благоустроенным пляжем. Начало было положено, но позже об этой задумке по сути забыли… Опять же, вы наверняка знаете, что проблемы со значительной частью реки Тускарь в черте города начались еще в середине тридцатых годов, когда строили теплоэнергостанцию на месте нынешней ТЭЦ- 4.
– Строительную площадку тогда сформировали за счет русла Тускари, значительно снизив пропускную способность реки ниже расположения ТЭЦ. И вода пошла в русло Кривца. Как мне рассказывали гидрологи, сегодня туда уходит около 80 процентов общего водного потока…
– Совершенно верно. Ведь Кривец в свое время не впадал в Сейм, а замыкался на Тускари: из нее проистекал, в нее же и впадал.
– В середине 90-х годов прошлого века было разработано проектное задание, согласно которому Кривец чуть ниже того места, где он выпадает из Тускари, должны были перекрыть плотиной, создав там водохранилище для устройства зоны отдыха и водного спорта. Плотина подняла бы уровень воды в Тускари, сделав ее более полноводной. Была предусмотрена и основательная чистка русла реки… Об этой задумке сегодня уже мало кто помнит.
– В моем понимании этот проект был весьма прожектерским – особенно для 90-х годов. Кроме того, он не учитывал некоторые весьма существенные детали. Однако задумка в целом интересная и когда-нибудь к ней стоит вернуться – в нужное время. На мой взгляд, поднять воду в Тускари можно гораздо проще и дешевле: устроить плотину там, где она когда-то стояла – на месте старинной Градской мельницы. Вспомните курские дореволюционные открытки, где Тускарь широка и полноводна – это с учетом воды, поднятой плотиной той самой мельницы…
– А когда мельницу поздней осенью ставили на ремонт и воду спускали, Тускарь сильно теряла в своей полноводности. Впрочем, курских фотографов река в таком состоянии мало интересовала.
– Кстати, когда Кривец еще не впадал в Сейм, в Курске, еще в первой половине XIX века, возникла задумка пополнить уровень воды в главной городской реке за счет Сейма. То есть искусственно соединить Кривец с Сеймом, предварительно соорудив на главной губернской реке небольшую плотину. Тогда бы вода из Сейма пошла в Тускарь…
– Но вернемся к Боевке и поговорим о транспортной доступности. Сегодня – только пешком, но достаточно ли этого, чтобы сформировать востребованность новой спортивно-парковой зоны для горожан всех возрастов и уровней физической подготовки?
– На мой взгляд, вопрос решаем в нескольких вариантах. Скажем, построить от Боевки легкий пешеходный мостик на левый берег реки, куда проще подвести транспортные коммуникации. Там стоянка для легкового транспорта и для маршрутных такси, а на правый берег – пешком.
– А как насчет речного трамвайчика, который для Курска хорошо забытое, хотя и сравнительно недавнее, прошлое? Скажем, вы приезжаете в район Кировского моста, спускаетесь к причалу, где вас поджидает кораблик, и через пять минут уже на Боевке…
– Мы даже приценивались к таких «корабликам» российского производства – чуть больше миллиона рублей. Производятся они в Санкт-Петербурге. После войны простенькие водные трамвайчики ходили до самой Солянки, но в нынешнем состоянии Тускари ниже ТЭЦ-4 не пройдешь – дно заилено. А вот когда русло почистим,  – другое дело.
– Если уж говорим о Боевке и о ее доступности, то нельзя не вспомнить лестницу в нижней части улицы Мирной – курский аналог Потемкинской лестницы в Одессе. Ведь такого сооружения в соседних губерниях нет и никогда не было.
– Саму лестницу реставрируем, но хотелось бы насытить этот спуск инфраструктурой: скамеечки, смотровые террасы, игровые площадки для детей, ротонды, киоски по продаже курских сувениров... То есть – объект не только для курян, но и для туристов, чего так не хватает в нашем городе.
– Кстати,  в Курске до сих пор нет – в отличие от многих городов России – улицы с пешеходным статусом. И лестница на Мирной с соответствующей инфраструктурой – чем не решение этого вопроса? На террасах художники и другие мастера торгуют своей продукцией, живая музыка...
– У нас была задумка сделать пешеходной улицу Кати Зеленко, хотя бы на отрезке между улицами Ленина и Максима Горького с выходом на Театральную площадь, но вариант с лестницей на Мирной этому вовсе не помеха.
– Начиная с первого генплана 1947 года и в нескольких последующих предлагалось устроить прямо на русле Кура    зону отдыха. Авторы предусмотрели спуск к ней по мраморной лестнице вдоль улицы Коммунистической. Со стороны Казацкой – автобусная линия... Эта задумка с завидным упорством в разных исполнениях переходила из одного генплана в другой. Лишь последние лет тридцать про нее забыли, по сути, оставив зеленую долину Кура  в первозданно диковатом виде. А ведь это центр города... Не стоит ли к этому замыслу вернуться? Два макета до сих пор пылятся в Доме архитекторов.
– Знаю, после войны на одном из склонов со стороны улицы Коммунистической был устроен прекрасный лыжный трамплин... Нужно познакомиться с этими макетами в Доме архитекторов.
– Меня всегда интересовал мыс, который образован Куром, когда он вытекает из подземного русла, и берегом Тускари. Место исторически насыщенное: когда-то рядом стояла одна из самых красивых башен курской крепости – каменная, а позже – пятиугольный крепостной бастион. Да и ниже по течению Тускари не менее интересно. Вот где надо бы приложить творческие усилия к преобразованию.
– Солидарна с вами – место интересное. Как раз для небольшой зоны отдыха. Но там уже присутствуют юридически обоснованные коммерческие интересы сразу нескольких субъектов бизнеса. И, тем не менее, вопрос решаемый – сегодня работаем вместе с бизнесом, ищем оптимальные для города варианты. Но это отдельный разговор, и мы к нему обязательно вернемся. Кстати, вы обращали внимание, что Знаменский собор смотрится величественнее как раз оттуда – несколько снизу?
– Согласен. Архитектурные особенности всех православных храмов рассчитаны именно на такой взгляд. Тем более что собор стоит в самой низкой части Красной площади. Кстати, этот храм, несомненная архитектурная и духовная доминанта  Курска, все более оказывается в окружении гораздо менее веских зданий прагматического предназначения. Курск исстари обладает великолепными видовыми пространствами, которые мы   утрачиваем...
– Скажем, новое здание гостиницы цирка поставили явно без учета этого обстоятельства. А главный  долгострой города – бывшая зональная комсомольская школа –  перекрыла великолепный вид на затускарные дали. В самый раз составить соответствующий реестр курских видов и охранять их как природные памятники.
– Что вы скажете, Ольга Михайловна, относительно состояния склона от Первомайского парка в сторону Тускари? На самых знаменитых дореволюционных открытках Курска река изображена на фоне именно этого склона. Когда-то он был чистым и ухоженным.  А сегодня? Заросли, кучи мусора, хаос, запустение... Но ведь этот склон, как и в старину, – одна из визитных карточек города. Его все также видно из окон проходящих поездов.
– Как-то просматривала книгу Елены Холодовой о курских архитекторах и нашла там рисунки Алексея Шуклина середины 30-х годов прошлого века. Среди них  – и тот самый склон от Первомайского парка: террасы, мраморные лестницы, ротонды... Этой задумке уже 80 лет, но мы так и не подступились к ее реализации… Кстати, здесь тоже нужен тот самый долговременный комплексный подход, который нужно реализовывать шаг за шагом, не сильно опасаясь, что придет новый руководитель города или главный архитектор и акценты в устроении города сместятся. Они приходят и уходят, а город останется…
Далее говорили о курских парках, с их историей и традициями, о наружной рекламе, о сохранении памятников архитектуры, о курском туризме и сувенирах и много о чем еще в рамках понятия «древний город», который достоин лучшего. И к этим темам, не озвученным в данном материале, мы обязательно вернемся.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...