В детстве увлекался рисованием. Любил переносить на бумагу природу.
– Рисуй, у тебя – талант, – вселял уверенность учитель изобразительного искусства Александр Федорович Костиков.
Работы Максима побеждали в городских конкурсах. Парень решил, что свяжет жизнь с искусством, и поступил на худграф КГУ.
На предпоследнем курсе пошел на ювелирные курсы. Объявление о наборе слушателей увидел на входе в университет.
Максим в совершенстве освоил пайку, плавку, закрепку камней, резьбу по воску, литье и полировку. Звучит непонятно, но в итоге получается красота!
Металл
с характером
и пластилиновое серебро
– Как у стоматолога, – шутит Максим, показывая рабочее место в ювелирной мастерской.
Это из-за полировочной машины – такой громоздкой и страшной на вид. Из нужных ювелиру мелочей – надфили (маленькие напильники, треугольные и полукруглые), резинки и кружки – для полировки труднодоступных мест и боры.
С чего начинается работа? С выбора материала.
– Ювелирные украшения делают из золота, платины, палладия, серебра, иридия, рутения, родия и осмия, – просвещает меня Максим. – Список драгоценных минералов бесконечен: алмазы, изумруды, сапфиры, гранаты, опалы... Сложно работать с белым золотом. Несведущие люди говорят, что это редкий вид серебра, другие – редкий вид золота, которое добывают на засекреченных рудниках.
На самом деле белое золото – сплав, который создали, чтобы заменить им мягкое, неизносостойкое желтое золото. Правда, белое сложнее поддается обработке. Другое дело серебро – податливое, как пластилин.
Прошу мастера показать процесс.
– Начнем с воска, – говорит Максим и достает из пакетика специальный ювелирный воск. – По эскизу смастерим восковое колечко. Затем восковую модель впаяем в специальную циллиндрическую форму и зальем формомассой – веществом, напоминающим гипс. Все это застынет, цилиндрик нагреется. Воск вытечет, а внутри останется форма, в которую и заливаем расплавленный металл. Кольцо готово, переходим к камням!
Максим работал с полудрагоценными и драгоценными камнями: жемчугом, ониксом, бриллиантами, аквамарином, рубином, хрупким и капризным изумрудом.
– Его легко сколоть, требуется море терпения и аккуратность.
Перед установкой камней Максим крепит посадочный бор нужного размера в бормашину и обрабатывает места, где «сядут» камни. Остается закрепить, иначе выпадут.
Крепления нужно обработать, а то кольцо будет цепляться за одежду.
Существует несколько видов крепления. Крапановая закрепка – держит камень с помощью специальных стоек (лапок-зажимов).
Закрепка глухая – держит камень тонким пояском металла.
Корнеровый способ – с помощью шариков из металла, которые накатываются штихелем. Самый простой способ закрепить камень – крапановый. Его и выбирает Максим.
Последний этап – полировка. Специальная паста придает изделию блеск. Кольцо готово!
– Какими качествами обладает настоящий ювелир?
– Монотонная работа требует предельного внимания, аккуратности, усидчивости. Не каждый сможет работать в ювелирной мастерской. Лишь те, у кого развиты тактильная чувствительность, мелкая моторика. Приветствуется хороший глазомер.
Максим делает серьги, кольца и даже колье – копии брендовых работ и авторские украшения на заказ. Эксклюзивное колье знакомой «собирал» несколько дней. Украшал цирконием (искусственный бриллиант). Если бы пошли в ход настоящие бриллианты – работа стоила бы несколько десятков тысяч долларов. Маме подарил сережки и кольцо с топазами. Сам носит цепочку с крестиком собственного исполнения. В последнее время куряне заказывают золотые брелоки с логотипами машин.
– Работы хватает, идей много. Но в свободное время танцую латиноамериканские танцы, а летом выезжаю за город и рисую живописные места. И от любимой, но очень напряженной работы надо отдыхать.
- Комментарии
Загрузка комментариев...