Откуда у десантников морские тельняшки?
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Откуда у десантников морские тельняшки?


В день ВДВ Василий Халамоник купаться в фонтане не собирается. Хотя десантник со стажем: 33 года в Вооруженных силах.    
– Нет у нас такой традиции, –говорит Василий Иванович. – Десантники народ хулиганистый, фонтаны – это они так, куражатся...  А вот за первый прыжок запаской (запасным парашютом) ударить – это у нас норма. Как боевое крещение.
За спиной Василия Ивановича – сотни прыжков. Но не в их количестве доблесть и слава десантника, а в силе духа.
– У нас он был истинный, десантный,  маргеловский, – вспоминает он службу в  98-й гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознаменной дивизии (туда попал после Коломенского артиллерийского училища).
Свирской дивизию назвали в 1944 году за участие в операции по форсированию реки Свирь в Карелии. В послевоенные годы легендарный Василий Маргелов командовал воздушно-десантным корпусом в Белогорске (Амурская область), в состав которого  входила и 98-я дивизия.
Благодаря Маргелову у десантников появились тельняшки, без которого сегодня трудно представить этих бравых ребят.
– В военные годы Маргелов командовал батальоном морской пехоты, – рассказывает собеседник. – Морских пехотинцев немцы панически боялись. Дяде Васе пришлись  по нраву боевой дух  и несгибаемая воля пехотинцев, беззаветная преданность Родине. Для того чтобы привить лучшие традиции морпехов, Маргелов добился, чтобы десантники получили право носить тельняшки цвета неба.
«Никто, кроме нас» – неуклонно следовал этому принципу Василий Маргелов и того же требовал от подчиненных.
– Василия Филипповича отличало высокое чувство юмора, он жестко спрашивал с офицеров за подчиненных, а солдат любовно называл «сынки», – говорит Василий Иванович. – Горжусь, что судьба подарила возможность служить с таким военачальником.

Правила покорения
высоты
– Как вас готовили к прыжкам?
–  Первый шаг – изучение устройства парашюта. В каждой части  оборудованы воздушно-десантные комплексы со снарядами для отработки элементов прыжка на различных этапах –  отделение от самолета, поведение в воздухе, правильное приземление.
Один из элементов комплексной  отработки – прыжок с парашютной вышки высотой 15 метров. Чем ближе земля, тем страшнее.
– Первый прыжок помните?
– В каждом человеке природой заложен инстинкт самосохранения. В критических ситуациях он заставляет совершать действия по спасению жизни и здоровья. При прыжке этот инстинкт проявляется как чувство внутренней напряженности. Человек должен заставить себя сделать шаг за борт самолета.
Первый прыжок запомнился на всю жизнь. После зачисления в училище нашу батарею вывезли в учебный центр «Сельцы» Рязанского воздушно-десантного училища в шести километрах от деревни Константиново, где родился Сергей Есенин. Прыжки совершали с самолета АН-2, высота выброски – 800 метров, скорость самолета – 120-150 километров в час, из него десантировали по 10 человек. Из самолетов военно-транспортной авиации типа ИЛ-76 прыгали по 115 человек в два или четыре потока на скорости 300-350 километров в час на площадку приземления размером два на пять километров.  Интервал отделения от самолета – 0,7-0,8 секунды.
Участвовал Василий Халамоник и в учениях стран Варшавского договора «Щит-79» в Венгрии.
– Десантировали на ограниченную площадку под венгерским городом Дунайварош, –  вспоминает Василий Иванович. – Задачи выполняли три парашютно-десантных батальона, один из них – на боевых машинах. Самолеты военно-транспортной авиации летели на сокращенных интервалах. Через 15 минут после прохождения последнего самолета над площадку приземления десантники вышли на указанные рубежи. Батальон на боевых машинах десанта «атаковал» трибуну руководства.
– Какая реакция, какая скорость! – восхищались иностранные товарищи-министры.

Особая каста
В Свирской дивизии Халамоник прослужил 13 лет. Потом перевели в 104-ю воздушно-десантную дивизию в город Кировабад (ныне Гянджа, Азербайджан).
Позже проходил службу на военной кафедре политехнического института (ныне ЮЗГУ), где готовили офицеров запаса.
С ноября прошлого года Василий Иванович возглавляет  региональное отделение «Союза десантников».
– Десантники – особая каста:  своих не забываем  и всегда приходим на помощь друг другу, –  говорит собеседник. – Помогли приобрести жилье участнику войны в Афганистане, инвалиду-колясочнику, кавалеру двух орденов Красной Звезды Александру Игнатенко. В поселке  Поныри на средства десантников России отреставрировали захоронение «Героев десантников» (там покоится батальон капитана Жукова,  в полном составе погибший в июле 1943 года в бою за железнодорожную станцию Поныри).
В состав отделения входит поисковый отряд «Курган». Десантники разыскивают погибших воинов. Работают и с молодежью.
– Есть у нас и фронтовики, такие как почетный председатель, десантник Анатолий Щербаков и другие уникальные люди,–  говорит Василий Халамоник.
Яркий пример – Александр Соклаков, который с детства грезил о военной службе. Но не получилось осуществить мечту: однажды вечером вступился за девушку, а хулиган ножом порезал артерию на левой ноге. Медики ее ампутировали...  Мечту о небе Александр пронес через всю жизнь – сегодня это известный в мире парашютного спорта человек, рекордсмен по групповой акробатике среди лиц с ограниченными возможностями. Дает мастер-классы за рубежом. Когда немцы узнали о его воздушных подвигах, даже не удивились, зато   заметили: «Не удивительно, что войну проиграли... С такими сильными и целеустремленными русскими вряд ли справишься».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...