Моряк-подводник из Курска…
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Моряк-подводник из Курска…


Об этом человеке известно мало, поэтому будем лаконичны, как это принято на флоте, и тем более – на флоте подводном. Николай Николаевич ИЛЬИНСКИЙ (1884-1917) – офицер Императорского флота, старший лейтенант. Из дворян Курской губернии.  Командовал подлодкой «Барс», погибшей в 1917-м.    
Родился в семье отставного поручика Николая Сергеевича Ильинского.    В 1905-м окончил Морской корпус  мичманом.    В 1908-м – обучение в штурманских классах.    В 1909 году – флаг-офицер при начальнике 1-го дивизиона миноносцев Владивостокского отряда.    В 1910-м – учеба на минных курсах и в офицерских классах. По окончании – лейтенант.    В 1912 году Ильинский – офицер подводного плавания.   С сентября 1913-го по февраль 1915-го  – командир подводных лодок «Минога», «Дракон».   Далее – командир подводной лодки «Барс» – одной из первых дизель-электрических подводных лодок в русском флоте.    В феврале – ноябре 1915-го атаковал два немецких крейсера, вынудив их покинуть район боевых действий. Произведен в старшие лейтенанты.
В мае 1917 года подводная лодка «Барс», которой командовал Ильинский, не вернулась из своего 15-дневного боевого похода. 26 мая флотское командование признало гибель подводной лодки и по инициативе Керенского (председателя Временного правительства) назвало подводников  «...первыми погибшими борцами за молодую свободу и честь дорогой Родины». 28 мая в Ревеле (ныне Таллин) состоялась манифестация памяти. В городском соборе отслужили панихиду. Траурная процессия с плакатами и хоругвями с соборной площади пошла к «Русалке», всеобщему морскому памятнику, для возложения венков погибшим на «Барсе».
В феврале 1993 года лодку обнаружил шведский минный тральщик на глубине 127 метров.
В 2007-м почта России выпустила конверт к 90-летию героического подвига экипажа подводной лодки «Барс» с цветным изображением самой подводной лодки и портретом Ильинского.
«Барс» стал пятым проектом профессора и известного специалиста в строительстве подводных лодок И. Г. Бубнова. В качестве двигателей надводного хода на каждой лодке должны были стоять по два дизеля завода «Л. Нобель» (ныне Русский дизель, Санкт-Петербург) мощностью по 1320 л.с., однако полный заказ был сорван, и штатные дизели получили только некоторые из лодок этого формата. Лодки типа «Барс» были однокорпусными и безотсечными. Балластные цистерны располагались в оконечностях лодки. Безотсечная конструкция позволяла командиру иметь весь экипаж на виду и эффективнее им управлять. Однако отсутствие внутренних переборок делало лодку крайне уязвимой в случае тарана или сильной течи. Лодка была вооружена двумя носовыми и двумя кормовыми ТА калибра 18 дюймов (457 мм) без запасных торпед, а также восемью наружными решетчатыми аппаратами системы Джевецкого (сняты с вооружения до Первой мировой войны). На некоторых «Барсах» были установлены  винты изменяемого шага и деревянные кили для «лежания на грунте». Для лодок Балтийского флота устанавливали паровое отопление и пробковую изоляцию внутренней поверхности прочного корпуса.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...