Баррикады в городе
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В истории Курска всего лишь два раза горожане ставили на улицах баррикады. Случилось это осенью 1941 года, когда к городу подходили фашисты, и в мае-июне 1943-го. В первом случае речь шла о том, чтобы как можно дольше задержать немецкие войска на рубеже города и дать возможность отступавшим советским войскам на соседних участках перегруппироваться.    
Вряд ли кто-то рассчитывал, что отступление реально остановится на черте Курска. Даже если бы город удалось удержать, немцы просто обошли бы его, окружили, а  это вовсе не входило в планы советского командования.
Осенью 1941 года город к обороне готовили. Не сохранилось ни схемы расположения оборонительных сооружений в Курске, ни их фотографий. За исключением двух фотоснимков: на одном – баррикада поперек улицы Дзержинского рядом с «шестеркой» (Красная площадь, 6), на другом – горожане под приглядом немцев разбирают баррикаду на улице Ленина неподалеку от нынешней площади Перекальского. В том и в другом случае баррикады сооружали из мешков с песком, которыми обкладывали деревянные рамы амбразур. Перед баррикадой на улице Ленина устанавливали металлические «ежи», чтобы препятствовать движению вражеской техники.
А вот в мае-июне 1943 года баррикады были совсем другими и обустраивали их с гораздо большим размахом. По сути это доты (долговременные оборонительные точки),  устраиваемые из битого кирпича, коего  в полуразрушенном Курске было много. Окна первых этажей зданий на улицах Ленина и Дзержинского тоже заложили кирпичом и оборудовали там амбразуры, где можно было расположить как пулеметы, так и противотанковые ружья.
Эта работа в преддверии Курской битвы проводилась в рамках хорошо продуманного глобального плана, где наш город был лишь частью оборонительной схемы, рассчитанной на случай прорыва немецких войск. Но, судя по всему, Курск не собирались сдавать даже при угрозе окружения, тем более учитывая опыт недавних боев в Сталинграде. Курск должен был стать крепостью под девизом «ни шагу назад».
В схеме расположения курских оборонительных сооружений мая-июня 1943 года было гораздо больше тактического опыта и мастерства, чем осенью 1941-го. Кроме того, несравненно больше желания победить. Перекрыты были все возможные пути немецкого наступления на возвышенный центр Курска. Скажем, баррикада с железобетонным колпаком и несколькими стрелковыми амбразурами стояла рядом с краеведческим музеем поперек улицы Луначарского.  Такие же  конструкции  расположили вдоль улицы Семеновской (в сторону Кура) и вдоль улицы Ямской в сторону оврага-распадка.
Эти железобетонные колпаки можно увидеть на немецком фотоснимке осени 1941 года, где они хаотично свалены (на заднем плане) рядом с поверженным памятником Ленину, установленным в 1933 году. Предположить, что это конструкции немецкого производства нельзя, поскольку немцы тогда явно не думали об обороне города, а еще они просто не успели бы их изготовить – снимок можно датировать ноябрем-декабрем 1941-го. Стало быть, колпаки эти нашего производства, изготовлены они еще в преддверии осеннего немецкого наступления на Курск. Тогда ими  просто не успели распорядиться  и использовали по назначению только пару лет спустя.
Кстати, один такой бронеколпак установлен во дворе краеведческого музея. Судя по отпечаткам на бетонной  поверхности, изготавливался он в грубоватой деревянной опалубке. Толщина стенки –  примерно 15 сантиметров. Внутренняя цилиндрическая поверхность колпака не равна внешней: местами толщина уменьшается до 8 сантиметров, что вполне по силам пробить даже немецкой пулеметной пулей. Одним словом, такой колпак хорош только против осколков. Впрочем, если укрепить  сооружение земляным бруствером (как это сделали в баррикаде возле музея), его оборонительные качества резко возросли бы.  Вполне вероятно, что кирпичные баррикады на улицах Курска собирались укреплять с наружной стороны землей или мешками с песком, иначе они простояли бы недолго.
Интересная деталь: секторы обстрела из некоторых амбразур в окнах первых этажей зданий были направлены не  в лоб противнику по потенциальным направлениям его наступления, а в тыл или во фланг. Так располагались амбразуры в окнах аптеки на углу улиц Дзержинского и нынешней Гайдара и в окнах и дверях  Госцирка  на Красной площади. Это еще раз подтверждает серьезность оборонительного подхода со стороны города и решимость курян биться до конца.
Сохранилась кинохроника 1943 года, где горожане строят баррикады. Каменщики – пожилые горожане непризывного возраста, подсобники – молодежь.
Стоит напомнить нынешним курянам,  и в первую очередь молодежи, о тех оборонительных сооружениях на улицах города, которые приняли бой и держались сколько могли. Речь  о  баррикадах осени 1941 года. Более поздние, 1943-го, этой суровой участи избежали, а с ними и весь город. И мемориальная доска, которая сообщала бы об этой странице истории города, на улице Ленина рядом с площадью Перекальского была бы вполне уместна.
Редакция «ГИ» благодарит Владимира Коровина за возможность использования фотоинформации.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...