Между неандертальцем и кроманьонцем
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В краеведческий музей приехала уникальная выставка. В течение месяца куряне могут окунуться в мир предков. Не тех, кто родом из деревни, а тех, кто жил немного раньше. Около трех миллионов лет назад.    
– Тебя зовут Сережа? Не мог бы  мне помочь? – попросил школьника организатор выставки «Музей древних обезьян» Александр Самойлов.
Из группы вышел светловолосый мальчик и встал рядом с полноразмерной копией древнего австралопитека. На его фоне мальчик выглядел атлетом: прямая спина, пропорциональное тело. Были и другие отличия.
– Начнем сравнение с ног, – Александр дал возможность Сереже и остальной части группы рассмотреть предка. – Стопа древнего человека больше похожа на руку. При желании австралопитек мог держать ногой апельсин. Сережа, конечно, тоже сможет, но ему нужно потренироваться.
Ребята  засмеялись и пошли к следующему экспонату.

Проигравшие сохранились в ДНК
Неандертальцы и кроманьонцы невзлюбили друг друга после первого знакомства. Неудивительно, ведь различные ветви эволюции претендовали на одни и те же биологические ниши.
– Удивительный факт: мозг неандертальца был заметно больше, чем у кроманьонца. Весил целых полтора килограмма, что даже больше, чем у современного человека, – пояснил Александр. – Но ему это не помогло. Одна из причин – их асоциальность. Они жили в пещерах по 7-8 человек, в то время как соперники селились группами по 20-30. Вероятно, это стало причиной и резкого технологического скачка наших предков: к тому времени они начали использовать куда более совершенные орудия труда.
Тем не менее влияние на современного человека неандертальцы оказали:  2-4% в геноме европеоидов и монголоидов именно от них. В каждом из нас живет неандерталец!

Курский дебют
После лекции школьники отправились смотреть документальный фильм об эволюции. А организатор выставки Александр Самойлов ответил на несколько вопросов.
– Как куряне отнеслись к выставке?
– Ребятам интересно не только рассматривать экспонаты, но и узнавать больше о прошлом. Курск – первый крупный город, где открылась выставка. Мы «обкатали» ее в Белоруссии, получили отзывы в Санкт-Петербурге, где находится мастерская по изготовлению копий. Мне нравится ваш город. Сотрудничаю с местным краеведческим музеем около 10 лет, за это время привез пять или шесть проектов. И каждый получился успешным.
– Насколько точен внешний вид древних обезьян?
– Воспроизводим его на основе находок. Они порой противоречивы. Раньше говорили, что неандерталец должен быть таким, сейчас в его внешний вид внесли изменения. Рассматривая эту экспозицию, главное понять, что мы не сможем на 100% попасть в канву научной правды, то, что актуально сейчас, может корректироваться в будущем. Но нам важно сохранить логику процесса: эволюцию от простейших до человека, с его материальной культурой. Хочется донести до ребят и другие знания. Кроманьонца и неандертальца, например, поставили вместе по двум причинам: для демонстрации двух конкурирующих видов и для формирования у ребят архетипа дружбы.
– На выставке присутствуют не только древние обезьяны...
– Считаю, что динозаврами выставку не испортишь. Тем более так мы демонстрируем преемственность между рептилиями и нами.
– А насколько сложно создавать такие копии?
– Самое простое – динозавры. Чаще всего это обычная заливка в заранее подготовленные формы. С людьми и древними обезьянами сложнее: корпуса у всех делаются из пластика, а головы – из воска. Это очень долгий процесс, где главную роль играет гример. Но это не тот человек, что подводит копиям глаза или подкрашивает губы. Он создает детали на лице: морщины, шрамы, эмоции. На эту доводку уходит много времени и сил. Тонкая работа. Поэтому часто такие лица существуют в единственном экземпляре.
– Это ваши работы?
– Динозавров сделал сам, а также несколько маленьких обезьян. Но моя гордость – Гейдельбергский человек. Вот он у меня кровушки попил, может поэтому у него такое свирепое выражение лица (смеется).
Фильм закончился,  и дети начали собираться.
– Ребята, не торопитесь, можете сфотографироваться в одежде древних людей и взять в руки почти настоящие орудия: пики, топоры, дубинки, – напомнил Александр.
Ребятня задержалась еще на полчаса... И теперь социальные сети   пестрят курскими кроманьонцами и неандертальцами.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...