Два урока мудрости
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Два урока мудрости


Больше, чем курсы лекций по истории, психологии и другим наукам о человеке, способны поведать выставки: в картинной галерее имени  Дейнеки и на выездной площадке галереи «АЯ». Одна называется монументально: «Город Солнца», другая камерно: «Портреты одного Радина».    
Внимание посетителей обе экспозиции притягивают решительно, чего в наше суетливое время и не ждешь от искусства («надстройки» поверх «базиса», как говорили в былые годы).

Город Солнца
Новый проект Игоря Припачкина и коллег обращен к той эпохе, когда слова «базис» и «надстройка» были в таком же ходу, как сегодня «доллар» и «евро». Темой нынешнего собрания стала социалистическая эпоха, точнее, ее становление – 20-30-е годы XX века. Название напоминает о воображаемой стране, которой грезил (кстати, под страшными пытками за эти грезы) великий мыслитель-гуманист Томмазо Кампанелла, чье имя до недавних пор украшало стелу у стен Московского Кремля. Теперь на обелиске перечислены члены царской династии; в таком виде, впрочем, памятный знак и был сооружен незадолго до революции. О сталинской эпохе, которую запечатлели советские художники, современное общество знает много неприглядного, больше,  пожалуй, чем ее современники. Сам Сталин присутствует здесь на каждом втором полотне: если не лично (встречает летчиков, провожает спортсменов и так далее), то на плакате или даже в заголовке газеты, подостланной на одном из натюрмортов под лопату с угольком, что добыт незримым стахановцем в перевыполнение плана. Самый известный холст в таком роде – «На страже мира» Александра Герасимова – из Третьяковки в этот раз не привезли. Но одно из полотен «советского Веласкеса» прибыло: увидеть этот и другие раритеты курянам любезно помог Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Кроме Герасимова, знакомого каждому жителю СССР по репродукции «Мокрая терраса» в учебнике русского языка, посетителей ждет встреча с работами других корифеев жанра. Это Федор Модоров (один из интерпретаторов сюжета «Ходоки у Ленина»), Алексей Кацеблин с суровыми лыжниками времен финской войны, Екатерина Зернова, сумевшая воспеть в красках даже костюм химзащиты. Последняя  произведением «Колхозники приветствуют танкистов во время маневров» невольно вступила в полемику с детищем иной эры – фильмом «Утомленные солнцем»: слишком разное отношение у селян к бронированным гигантам, топчущим поля и сады. На другом полотне безмятежно счастливые обитатели «коммуны»: как-то не верится написанному после суровых, непарадных и неплакатных воспоминаний об этом явлении выдающегося земляка Константина Воробьева. Но, вопреки всем элементам сказочности, многими творениями нельзя не залюбоваться. А какие там жирные карпы в рыбхозе, какие ароматные торты в кондитерском цеху! И, конечно, люди труда, почти отвергнутые живописцами наших дней: асфальтоукладчики, водолазы, летчики, плотогоны, сахаровары, сборщицы фотоаппаратов на заводе имени ОГПУ. А вот совсем уж немыслимое ныне зрелище: коноплевод, гордый плодами своего труда и не подозревающий, что культура, которую он возделывает, может послужить не только благим целям…

Портреты одного Радина
А герой у выставки в «теремке», в медуниверситете, один-единственный, курянам привычный, но притом всегда необычный, – Олег Радин. Основатель галереи «АЯ» в рамках ее грядущего 25-летнего юбилея выставил автопортреты и свои изображения, созданные другими мастерами. Необычность зала Олег Михайлович объясняет тем, что приглашает будущих медиков понаблюдать за изменениями, что происходят с его лицом за сорок лет. Впрочем, это занятие полезно и для любого ценителя прекрасного: знатоки живописи узнают и ценят руку самого Радина и таких талантов, как Вера Пронина, Игорь Пичиков и еще ряда даровитых земляков. Мудрый служитель муз не раз подчеркивал, что его сокровищница открыта для всех видов художественного творчества. И вот его образ множится на все лады: в масле, пастели, акриле, коллаже и даже строках фигурных стихов!

Ритмы города
Наконец, собственно в «АЯ», по привычному адресу на бывшей улице Веселой, конечно, пусто не бывает. Более того, на вернисаже «Ритмы города» задействован даже потолок! На такой полет фантазии способен мало кто и среди постоянных авторов галереи. Но Сергей Баженов – из избранного круга. И сам он с немного сказочной внешностью, и его работы узнаваемы курянами, и не только ими: «дети» мастера разбрелись по многим странам. Главное же волшебство Сергея Владимировича – в том, что его творения не оставляют равнодушными, будь то меланхоличные полотна или веселые и притом трогательные игрушки.
Казалось бы, любой, даже самый неловкий пирожник куда важнее, чем искуснейший художник. Кривобокий пирожок все-таки сойдет для перекуса, а, скажем, без Венеры Милосской прекрасно обходится множество жителей родного для нее Парижа, не говоря уж об обитателях других уголков земного шара. И все же те, кому посчастливилось попасть под чары скульптурного шедевра, с тех пор делят свою жизнь на период до встречи с прекрасным и после этого счастливого момента. И пусть трехмерные произведения Сергея Баженова не столь величавы, как упомянутый античный памятник, таинственной силой над зрителями они наделены. Недаром Олег Радин не впервые назначил встречу коллеги-творца с публикой не когда-нибудь, а на 1 апреля, когда душа просит шуток более изысканных, чем про «белую спину». Например, про желтую субмарину. Или про полосатого супермена…
Единственный недостаток у этого очаровательного мирка в том, что к 12 апреля он уступит место в «АЯ» новой программе, впрочем, многообещающей: «Мелодии орнаментов» – это создание Юлии Беловой, которая уже заявила о себе не только на холсте, но и в гимнастике.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...