«Мы все учились понемногу...»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Мы все учились понемногу...»


Робкая попытка разобраться в ситуации
    
С Пушкиным не поспоришь. Однако если в его времена в России даже понемногу учились далеко не все, то за период послереволюционных ликбезов глобальная национальная задача превратиться в страну грамотеев стала достаточно реальной. То есть – чтобы все умели читать и писать. Но уже тогда люди, стоявшие у начала этого проекта (и задолго до них), прекрасно понимали, что по-настоящему грамотным можно назвать человека, который не только знает, как писать слова, но понимает, какие именно.
Однако подчеркнем: в рамках кампании «ликбез» речь шла как раз о грамотности, а не об образовании – как в строках Пушкина, вынесенных в название.
Кстати, как раз во времена воинствующей «ликвидации безграмотности» Ленин писал: «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знаниями всех тех богатств, которые выработало человечество». То есть грамотность вполне справедливо нужна была как раз для того, чтобы «обогащать память». И если оставить в стороне идеологическую окраску этой фразы, то при всем максимализме ее вполне можно отнести к полноценному образовательному процессу – невзирая на профессиональную направленность.
Надо понимать, что в долгосрочных планах советского правительства того времени за основу было взято постоянное повышение образовательной планки – без этого победить «мирового буржуя» не представлялось возможным. Однако уже не первое десятилетие это качество (образованность) в России как раз убывает, и тут возникает вопрос: а надо ли было в не слишком сытой стране лезть из кожи, чтобы заткнуть за пояс остальные? Ведь именно тогда в массовом образовании (не путать с образованностью) создали точку отсчета, с которой мы соизмеряемся сегодня и далеко не в пользу нынешних времен. Выпускники тех школ читали (далеко не в сокращенном изложении) Льва Толстого и Чехова, до сих пор знают наизусть многое из Пушкина и Лермонтова, свободно писали сочинение на тему «Образ Татьяны...», им ведомо даже, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот... Одним словом, по сегодняшним понятиям некие чудаки-«ботаны». А ведь если бы не «перестарались» в 30-е годы и позже, сравнивать сегодня было бы не с чем, а значит – не так стыдно. Но было бы тогда в истории нашей страны многое из того, что свершилось, скажем,  – первый человек в космосе?
Так или иначе, но получается, что среднего уровня выпускник школы, например, 60-х годов, как египетский жрец в давние времена – обладает какими-то «тайными» познаниями по сравнению даже с нынешними отличниками.
Но вернемся во времена текущие. Очень популярная ныне мысль: зачем школьнику в наши прагматичные времена алгебра или тригонометрия, если нет твердых гарантий, что он захочет и сможет стать инженером или ученым технического направления? А вдруг из него получится Экономист или Юрист! Таблица умножения – и хватит. Впрочем, и этого много – есть же калькулятор. Да и Достоевского с Гоголем не стоит изучать слишком глубоко: а вдруг он возжелает-таки стать технарем, а не гуманитарием...
Кто виноват в сложившейся ситуации? Может быть, то обстоятельство, что сражаться с мировыми буржуями уже нет смысла – сами в таковых превращаемся? Или необходимость интегрироваться в мировую экономическую и культурную среду?
Впрочем, мы, старшее поколение, сами виноваты. Даже те из нас, кто не имеет никакого отношения к системе среднего или высшего образования. Начнем с того, что доверительное отношение к слову, воспроизведенному в печатных СМИ или на ТВ, сегодня снизилось до предела. Слишком много вранья. Русская поговорка «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» давно уже не актуальна. С трибуны или телеэкрана скажут одно, завтра – диаметрально противоположное. То, что сравнительно недавно выдавалось за абсолютную истину (к примеру, в формате многотомных собраний сочинений классиков марксизма-ленинизма), ныне пылится на свалках истории, а то и на обычных свалках. В том же ряду с сомнительным будущим многие из литературных классиков, которых сравнительно недавно в школах изучали весьма подробно, но потом тоже стали перетаскивать в пыльные кладовые. Если мы до сих пор говорим про Пушкина: «Это наше все...» (слова Аполлона Григорьева), то кто из нынешних это самое «наше все»? Как ни горько, нет таковых в сегодняшней России – во всяком случае, на том же уровне, что и Александр Сергеевич. Вернее, не так: знание русской литературы и уважение к ней становятся достоянием все более тонкого слоя национальной интеллектуальной элиты, этакой касты жрецов-хранителей. Но и тут вопрос: для кого хранить?
У нашей страны есть прекрасный опыт «до основанья, а затем...». Но где оно, это самое «затем», в том числе в образовании? Что-то не видать. Так, может, когда-нибудь и нынешний набор прописных истин будет там же? Да и существует ли он, этот самый нынешний «набор»?
В результате всех этих историко-организационных фортелей скептически насмешливое отношение со стороны молодежи (и не только ее) ко всему на свете как раз и стало той самой догмой, которая заменила былые идеологические (в лучшем смысле этого понятия) устои. Однако ирония уместна, когда за ней талант и интеллект, но в большинстве случаев этими качествами даже не пахнет…
А самый главный источник нынешнего беспредметного скепсиса – это интернет, при всей его несомненной пользе как справочного пособия. Он дает россыпь эффектных, внешне убедительных и простых в восприятии (не надо быть грамотеем) альтернативных мнений по любому вопросу, сопротивляемость к коим у многих из нас весьма низкая. Можно блеснуть в беседе, выдав чужие мысли за свои, и саркастически (слово такое есть) отмахнуться от чужого мнения, по сути не имея своего… Не менее разлагающе на уважение к слову действует и реклама. Уж в этой-то сфере поговорка «мысль изреченная есть ложь» — особенно в точку.
Кстати, упомянутое выше слово «ботан» в определенных кругах молодежи стало презрительным прозвищем молодых людей, которые интересуются не только вопросом, кто и за каким пивом пойдет. То есть, много знать, цитировать Пушкина или Шекспира становится просто неприличным. Я знаю тинейджеров, которые тщательно скрывают от друзей свое глубокое увлечение поэзией, классической прозой, живописью… Да что говорить: даже увлечение «Битлз» все больше становится «галимой» архаикой.
Как раз неуважение к русскому языку, некое фрондирование национальными особенностями привели к тому, что в интернет-среде сплошь и рядом встречается умышленное искажение «великого и могучего». Кто-то утверждает, что это часть нынешней молодежной субкультуры, но, на мой взгляд, все гораздо проще – так удобнее скрывать свою вопиющую безграмотность или наоборот – хорошее знание русского языка. Любая двоечница легко сойдет за «продвинутую», а отличница – за двоечницу. А уж смайлики – это и вовсе попытка ввести в оборот самые примитивные (в отличие от японских, китайских и даже шумерских) иероглифы. Одним словом, движемся в сторону наскальных рисунков. Ну а чего вы хотите: каково мышление, такова и письменность.
Кто-то утверждает, что нынешняя цивилизация далеко не первая, что были в свое время и другие, не менее развитые, но они погибли от глобальных катастроф. Мне же кажется, что где-то в Атлантиде или в Лемурии крушение произошло как раз по причине примитивизации их культуры. И кто знает, может быть, там все началось как раз с безобидных смайликов…
Какой уж тут Пушкин, который старался писать грамотно (позор!) и совершенно не знал смайликов... Впрочем, справедливости ради вспомним его же:

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.

Впрочем, знай Александр Сергеевич, какая безграмотность будет царить в наши времена, он вряд ли решился бы на такие строки.
Человеческая популяция отличается от прочих на планете Земля тем, что мы потенциально умеет ценить, сберегать, преумножать и передавать (!) знания из поколения в поколение. Но как раз это качество (передавать) постепенно утрачивается. Хотя бы потому, что программы обучения с каждым годом скудеют. В результате ученики никогда не будут знать столько, сколько знают их преподаватели, это прогрессирует, и процесс деградации очень непросто остановить и уж тем более повернуть вспять. Выпускник инженерно-механического факультета не знает, чем метрическая резьба отличается от дюймовой, и понятия не имеет, что такое эвольвента, а исторического – не ведает дату первого упоминания города Курска. Может ли сегодня благополучный выпускник филфака не прочитать «Войну и мир» Льва Толстого? Да запросто...
Спросите у школьников или у студентов на улицах: что такое лунное или солнечное затмение? Уверен – мало кто ответит правильно. Бедный Джордано Бруно: стоило ли в таком случае ему идти на костер?
На этом фоне неудивительно, что обаятельные юные школьницы и студентки наших дней, не стесняясь окружающих, разговаривают между собой на русском матерном. Далеко не все, но коль уж это имеет место, то не услышать трудно. Кто их этому научил? Понятное дело, не Пушкин и не Лев Толстой, потому как они их не читали. И уж тем более не Барков – про него наши матершинницы даже не слыхали. Тогда… Неужто профессора-словесники? Да нет! Хотя…
А ведь всего-то сменилась пара поколений со времен самого добротного в мире школьного образования, но как все изменилось! Такое впечатление, что на Землю грохнулся огромный астероид или стряслась другая катастрофа, что и вызвало массовую интеллектуальную деградацию. Вернее, даже не так: массовое расслоение на нормальных людей и неучей. Ученье – свет, а неученых все больше.
Наиболее наглядный и вопиющий факт, свидетельствующий в пользу гуманитарной катастрофы – многочисленные объявления на столбах и заборах: «Контрольные, курсовые и дипломные работы недорого». И под ними бумажные квиточки с телефонами – судя по количеству оторванных, услуга эта весьма востребована.
Как вы считаете, кто выполняет такую «просветительскую» работу? Ну конечно же, преподаватели разного уровня – те самые «жрецы-хранители», о которых (в положительном смысле) шла речь и выше. Царь Соломон в свое время сказал: «В многой мудрости много печали...», но в данном случае он неправ. Разница в интеллектуальном потенциале просто обязана кормить своего обладателя. Создается впечатление, что эти «умники-умельцы» откровенно заинтересованы в том, чтобы «клиентов» у них оставалось все так же много, а для этого их нужно учить похуже.
Мы ставим памятники (в том числе и в Курске) первой учительнице, а по сути – той системе знаний, которая совсем недавно славилась во всем мире. Не придет ли время, когда поставим памятник учительнице последней?..
  • Комментарии
Загрузка комментариев...