Александр Дейнека: Смотреть – не значит видеть
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Александр Дейнека: Смотреть – не значит видеть


Выставка Александра Дейнеки в картинной галерее его имени открылась в конце мая, в день рождения художника. Основным почитателям его таланта – школьникам и студентам – было не до того: экзамены, выпускные балы... По почти безлюдным залам  второго этажа я прошла в сопровождении заведующей массовым отделом галереи Елены  Поляковой, и с ее помощью знакомые полотна вдруг начали раскрывать тайны, недоступные поверхностному взгляду.    
Картины Дейнеки надо уметь читать. Как азбука Морзе – не случайный набор точек и тире,  так и многие изображения известного советского художника несут в себе зашифрованные знаки-послания, раскрывающие внимательному зрителю истинный авторский замысел. Разгадав очередную головоломку, посетитель радуется как первооткрыватель и испытывает  восторг от мастерства автора. Выставка работ Дейнеки будет открыта до конца лета, поэтому у курян и гостей города есть возможность убедиться в этом.
Сразу оговорюсь по поводу «знакомых» картин.  Работы знаменитого курянина можно найти в  каталогах выставок, художественных альбомах, многочисленных публикациях в Интернете, а вот увидеть подлинники, ради чего ярые поклонники изобразительного искусства готовы проехать не одну тысячу километров,  –  проблема даже для родного города живописца, где хранится большая часть его наследия. Курская коллекция Александра Дейнеки насчитывает  тысячу с лишним предметов – живопись, графика, скульптуры, мозаичные панно, отдельные вещи личного обихода, но единовременно  галерея может выставить около сотни из них: крошечное здание не позволяет большего. Остальные экспонаты будут годами ждать своей очереди, как, впрочем, и люди, желающие их увидеть.
В силу вышесказанного каждая выставка Александра Дейнеки в Курске уникальна, и всякий раз формирование экспозиции сотрудниками галереи – своеобразное признание  в любви  своему кумиру.  Несколько десятков работ, выставленных  летом 2017 года, подобраны так, чтобы гений соцреализма открылся очередной гранью своего таланта  – как  неутомимый художник-новатор, человек неуспокоенный, постоянно ищущий еще не хоженные пути в искусстве и находящий их.

Историческое отступление
Елена Полякова всегда подчеркивает посетителям образованность и начитанность Александра Александровича.  Объездив весь мир, он имел огромную «насмотренность», без которой в искусстве невозможно сформировать  безупречный вкус и собственный художественный стиль.
Дейнека родился за полгода до начала ХХ века (20 мая 1899 года) в семье курского железнодорожного слесаря. В волевом, смелом мальчишке, не пропускавшем  ни один набег на чужие сады и ни одну уличную драку, жила невероятная тяга к прекрасному. Он мечтал стать технарем-инженером, но учился рисовать в студиях местных художников и по их рекомендации  в 1916 году поступил в Харьковское художественное училище. Отец противился «легкомысленному» выбору сына, отказался помогать ему материально. Александру пришлось не только учиться, но и зарабатывать рисунками на жизнь. Изначально Дейнека отдавал предпочтение графике, причем не только в силу эстетических причин. На масляные краски для размашистой, сочной живописи у парня не было денег. После того как Февральская революция прервала занятия в училище, Дейнека вернулся в Курск. Работал учителем рисования в женской гимназии, театральным художником, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов, иллюстратором стихов Маяковского. У восемнадцатилетнего юноши не было причин противиться революционным событиям, наоборот, захваченный размахом общественных  преобразований, он готов был воспеть на своих полотнах титанические коллективные усилия и красоту заводов – «храмов современности».  Причем воспеть в духе времени –  живописным языком мятежных строителей светлого будущего. Однако первое монументальное панно Александра, выполненное в стиле кубизма, высоко оценили только курские лавочники,   сделавшие из него  навесы от дождя.
Дейнека остро чувствовал недостаток знаний и в 1921 году решил продолжить обучение  в ВХУТЕМАСе (Высшие  художественно-технические мастерские). Позднее он будет преподавать в ряде московских вузов, с 1962 года станет вице-президентом Академии художеств СССР, опубликует автобиографический очерк «Из моей рабочей тетрадки» и учебник «Учитесь рисовать» с подробными выкладками своих уникальных разработок в области композиции.
Вступив в профессию рисовальщиком плакатов и журнальных иллюстраций, Дейнека перенес  их характерные черты  в живопись. Его ранние картины были графичными, с четкими, несколько плоскими силуэтами и скудной палитрой.  В зрелом возрасте полотна живописца обрели пастозность, стали светлее и богаче по цвету. Освоив особенности ритма, равновесия, динамики и других законов композиции, он создал собственный неповторимый композиционный почерк, в котором искусствоведы отмечают рискованные ракурсы, необычную перспективу, фрагментарную композицию,  масштабное сопоставление, низкий горизонт и другие приемы.

Заглянуть за рамки
Задача выставки, носящей рабочее название «Дейнека-метод»,  – не  вникать в тонкости «ремесла», доступные ограниченному кругу профессионалов, а показать посетителям поиск в творческом процессе художника-новатора и научиться видеть глубину его полотен.
В любом учебнике по основам композиции написано об эффекте направленного движения, который задает диагональный вектор в прямоугольнике. Это правило Дейнека положил в основу необычного портрета женщины в черном. Она словно шла куда-то и неожиданно подалась назад, оглянулась.  Чудо в том, что, глядя на картину, мысленно видишь траекторию движения модели, словно перед тобой не холст, а фрагмент кинофильма. Силуэт дан с таким наклоном влево, что кажется вот-вот рухнет, и только красная помада на губах и красные перчатки каким-то невероятным образом придают ему устойчивость.
То же правило «диагонали в прямоугольнике» сыграло злую шутку с художником при написании портрета Ирины Шервинской. Женщина села позировать в плетеное кресло, расслабленно опустив локти на подлокотники и скрестив ладони.  Как ни старался художник выписать добродушное  лицо героини, в готовой работе его не было видно. Закон зрительного восприятия неизбежно «скатывал» взгляд вниз, как с горки, по черным диагонально расположенным рукавам. Дейнека вынужден был пойти на радикальную меру – отсечь на уровне локтей модели левую часть холста. И портрет стал портретом! Теперь взгляд фокусировался на голове Шервинской.  На выставке Дейнеки летом 2017 года  посетителям выпала редкая удача увидеть это полотно в двух вариантах. Первоначальный представлен как репродукция портрета Шервинской с «вживленными» оригинальными кистями рук.
История создания знаменитой дейнековской «Натурщицы», наверное, известна всем. «Обнаженку» отказались взять на выставку. И тогда друзья посоветовали художнику сместить акцент с лежащей «Венеры» на московские новостройки за окном. Этот «трюк» был исполнен за считанные секунды. Александр Александрович подрисовал на подоконнике небольшой яркий горшок с цветком, и он, как красная тряпка на корриде, приковал зрительский взгляд к себе и панораме города на дальнем плане.
– А знаете, что делает натурщицу живой? – интригующе спросила экскурсовод. И показала на ресничку – легкий, небрежный взмах кисти,  летящий штрих не более сантиметра длиной...
Самым сексуальным Елена Полякова назвала полотно с изображением архитектора Тамары Мелешиной. На портрете – строгая женщина с надменно сжатыми губами и  прямыми, зачесанными назад волосами.
– Читайте картину по деталям и поймете скрытые чувства  художника, – видя мое недоумение, подсказала экскурсовод.
Так...  Лыжи, будто случайно  стоящие справа. Модель, даже сидящая, кажется вертикалью. В   Мелешиной просматривается твердый, волевой характер. Сдержанность и зажатость такие,  что, кажется, ни один волосок не выскочит из прически.  Облегающее платье натянуто на коленку – никакой вольности!  Красная ковровая дорожка под ногами – атрибут власти.  Только два элемента – золотые часы и брошь – делают ее женщиной. И все же что-то застывшее, монументальное присутствует в ее облике. Справа от   Мелешиной скульптура обнаженной спортсменки на деревянном постаменте.  Не аллегория ли с влюбленным  скульптором и его ожившей статуей?  А что значит романтический натюрморт с розами на стене?..
Недалеко от портрета Мелешиной висит его противоположность. Раскованная женщина, пухлые губки, игривость в распахнутых голубых глазах, дорогая шуба, яркий шарф, свисающий со спинки стула и напоминающий сложенный павлиний хвост, чистые холсты за спиной...  Все в картине кричит о внешнем глянце  и духовной пустоте.
А вот пейзаж. Подмосковная дача в Подрезково, окруженная лесом. Вечереет. С наступлением темноты краски становятся гуще, насыщеннее, и только на горизонте остались светлые, розовые лучи заходящего солнца.  Картина сквозит одиночеством. Окно приоткрыто, то есть дача обитаема, но будто бы все ее покинули.
– Что происходило в это время в жизни Дейнеки?  –  спрашиваю Елену Анатольевну.
– Александра Александровича объявили «формалистом», перестали давать государственные заказы, отказали в должности ректора Академии художеств, практически вычеркнули из общественной жизни.
...А посмотришь – просто вечер, дом, деревья.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...