И вправду может все!
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
И вправду может все!


От Керчи до Вологды, словом, по всей театральной России два самых желанных слова для актера и режиссера не «Золотая маска», не «Хрустальная Турандот» (эти премии, как чины у Грибоедова, «людьми даются»…). «Билетов нет» – вот оно, беспристрастное, всенародное мерило успеха.    
Заветный аншлаг сопутствовал и юбилейному вечеру Курского драмтеатра: праздник прошел 16 и 17 сентября под дерзновенным названием «Необыкновенный экзамен, или Мы можем все!» Публика вновь признала: возможности актеров и впрямь безграничны!
Дух сердечных встреч и сюрпризов царил с четверга: беседа с прессой стала обоюдным удовольствием, приятно было слушать о планах на сезон. Тем более, что в фойе собрались такие корифеи театральной критики, как Тамара Антипенко, Валентина Кулагина, Сергей Малютин (на днях представивший долгожданный труд, сборник эссе «Мой театр», создававшихся без малого полвека). Всех их, как и журналиста «ГИ» Надежду Глазкову, ждали благодарственные письма и подарки. Кумиры публики, произнеся лишь несколько имен, обеспечили аншлаг будущим премьерам. И драматурги (Тургенев с «Месяцем в деревне», Чехов с «Чайкой»), и постановщики (Павел Прибыток, Вячеслав Сорокин и, конечно, сам Юрий Бурэ) – гарантия успеха! А кто не держит в сердце местечка для одного из лучших фильмов всех времен «В джазе только девушки»? Значит, вам непременно придется по душе комедия ситуаций «Примадонны» Кена Людвига со столь же неотразимой парочкой плутов-травести. Да и автор самого первого, пожалуй, ситкома (а это не кто иной, как «Вильям наш Шекспир») даже спустя четыре столетия не растерял остроумия. К слову, в его «Комедии ошибок» в свое время блистал отец нашего худрука Валерий Бурэ, о чем сообщал в 1958 году всесоюзный «Шекспировский сборник». А вот как вспоминал один советский комедиограф первую постановку пьесы «Чужой ребенок» коллеги Василия Шкваркина (ее куряне увидят также): «Смех, непрерывный смех, смех на каждую реплику, аплодисменты, вызовы автора не только после последнего, но и после второго действия, посредине действия!» Ну а самой юной публике, восхищающейся нестареющей любовью Красавицы и Чудовища, эту сказку на русский лад (то есть под названием «Аленький цветочек») покажут на Новый год.
В субботу настал миг встречи театра с публикой после каникул. Эта пора всегда полна ни с чем не сравнимого блаженства (между прочим, одна из постановок худрука театра Юрия Бурэ так и звалась – «Блаженство», причем запрещенную некогда пьесу великого Булгакова курский мастер воскресил первым в истории!) Еще чуть-чуть – «и начнется то действие главное, где сгорает, как свечка, артист»… Эта песенка, где немудреный, в общем-то, текст заставляет смахнуть слезу, и дала старт объявленному смотру актерских возможностей.
Но сперва коллектив с 225-летними славными традициями принял поздравления от почетных гостей. Губернатор Александр Михайлов напомнил, что под руководством Юрия Бурэ театр сегодня популярен как никогда, а каждая постановка народного артиста становится событием отечественной театральной жизни, недаром курские спектакли посещают более 160 тысяч зрителей в год. Отметив с улыбкой, что на день рождения без подарка не ходят, Александр Николаевич поведал о выделении театру из областного бюджета 18 млн рублей на технические нужды. Также он сообщил, что уже запущен сложный механизм по присвоению Юрию Бурэ еще одного высокого звания – почетного гражданина Курской области.
«Пришел в театр Лобода – и улетучилась беда!» – заговорил стихами, воспев директора этого учреждения культуры, председатель облдумы Николай Жеребилов. Заместитель главы администрации Курска Марина Сойникова выступала в прозе, но также изящным слогом. От имени градоначальника Николая Овчарова она горячо поздравила юбиляров, назвав открытие сезона долгожданным ярким событием для сотрудников муниципальной исполнительной власти. «Мы внимательно следим, как складываются здесь творческие судьбы, – добавила Марина Николаевна. – А образовательные учреждения, от Дворца пионеров и школьников до детсадов, в театральных кружках и студиях готовят, может быть, новое поколение актеров». Почетной грамотой города Курска были отмечены актеры Дарья Ковалева, Максим Карпович и ряд работников цехов, а Наталья Комардина получила благодарственное письмо.
Славной традицией Курского театра всегда было внимание к ветеранам и почитание памяти ушедших мастеров: орденоносцев Андрея Буренко и Антонины Губардиной, и лауреата Госпремии Валерия Ломако, и почти неприметного, но фанатично преданного служению Вячеслава Говалло, даже после потери слуха создававшего филигранные характеры. А Валерий Дощечкин, так очаровавший в «Неугомонной Софье». А Александр Кузнецов с его поэтическим и музыкальным даром, с его пристальным взором глаз, о которых никогда нельзя было уверенно сказать, смеются они или плачут. И Александр Олешня, так и не успевший сыграть Эзопа, считай, самого себя, чуткую поэтическую душу в грубой оболочке… Солнечными зайчиками возвращались на мгновение  на любимую сцену любимые артисты под символичное: «Пока не меркнет свет, пока горит свеча»… Под восторженные приветствия поднимались на подмостки Валерий Егоров и Евгений Поплавский, Людмила Плотникова и Татьяна Внукова, чьи имена в хронику театра вписаны поистине золотыми буквами.
Есть выражение: у победы, мол, родителей много, а поражение – всегда сирота. Но у блистательной победы творческого духа над прозой жизни, явленной виновниками торжества, и впрямь несколько «отцов-матерей»: Виктор Зорькин  – сценарист, режиссер-постановщик; Елена Гордеева, Александр Швачунов, Евгений Сетьков, Андрей Колобинин – помрежи; Александр Кузнецов, Галина Халецкая и Илья Сакин – как всегда, соответственно, художник-постановщик, балетмейстер и музрук (последнему помогал Михаил Тюленев). И, разумеется, Юрий Бурэ, взиравший за происходящим из ложи и порой подававший емкие реплики, был художественным руководителем постановки. Некоторые номера без него попросту развалились бы, как, скажем, уморительная пародия на плохие театры от Дмитрия Баркалова и Евгения Сетькова.
По всевозможным штампам и зажимам, мешающим вдохновенной игре, убийственным смехом прошелся и дуэт Гордеева – Зорькин, на примере исполинской Джульетты и мизерного Ромео изобразивший, чем оборачиваются попытки забрать себе явно неподходящую роль. Подобный контраст развеселил зал и при выходе безразмерного «акробатического» дуэта, где под потешными масками скрывались две едва ли не самых грациозных плясуньи курской труппы – Мария Нестерова и уже упомянутая Галина Халецкая. И на такие вот метаморфозы, как оказалось, способен любой из курских служителей муз. Кто-то выходил в бороде и сюртуке «отца русского театра» Островского, кто-то в «шкуре» шкодливых мышат из нестареющего детского мюзикла, а кто-то в кичках псевдофольклорного хора «Вечная молодость», но всегда номер оказывался остроумным и уместным на фоне всего вечера.
Были и моменты весьма серьезные, как, скажем, пантомима «Жизнь Человека» Николая Шадрина и вроде бы пародийный монолог Людмилы Скородед. А добрая усмешка в адрес индийских мелодрам (причем с голливудскими «спецэффектами») и пламенная стихия танца фламенко!
И правда, не найти такого направления в сценическом искусстве, от возвышенной трагедии до беззаботного народного карнавала, в котором не был бы силен коллектив Бурэ. Не зря давний друг труппы режиссер Дмитрий Краснов завершил торжественное послание, прозвучавшее со сцены, словами: «Когда весь мир свихнулся со злобы, вы все поете о священной любви»...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...