«А всего сегодня было человек 700», – делился сотрудник галереи, встречая счастливых обладателей заветных билетов на лекцию искусствоведа, доктора наук Татьяны Юденковой. С работами этого специалиста всегда приятно встретиться в различных изданиях, обращающихся к теме изобразительного искусства, включая журнал, который так и называется – «Третьяковская галерея».
В Лаврушинский переулок Москвы Татьяна Витальевна пришла трудиться сразу после Московского университета и стала, пожалуй, самым осведомленным биографом основоположника галереи. Точнее, двух, – ведь обычно мы забываем о втором брате-меценате, Сергее Третьякове. Но все же большую часть вечера слушатели знакомились с вехами возвышенного служения России старшего в купеческом семействе – Павла Михайловича. На первом слайде современник Третьякова, выдающийся живописец Михаил Нестеров (чье полотно, кстати, тоже приехало с передвижной выставкой в Курск), назвал его труд не меньше чем подвигом. И действительно, пусть предприниматель-миллионер не был похож на «заплаточника» Николая Николаевича, героя известного фильма «Чучело», но главный поступок в жизни того и другого совпадает: ценой многих лишений собрать уникальную сокровищницу полотен и… подарить родному городу. Кстати, единственной «купеческой» привычкой Третьякова была сигара после обеда, а последними словами – «Берегите галерею». Как отметила рассказчица, Павел Третьяков входил в первую тройку крупнейших благотворителей империи, кроме галереи с бесплатным входом (где еще и могли бесплатно накормить нуждающегося посетителя!) он постоянно жертвовал на школу для глухонемых детей и еще ряд гуманных начинаний.
К слову, дом, где родились братья Третьяковы, галерея, носящая их имя, намерена сделать мемориальным музеем; уже есть интересный проект реконструкции обветшавшего здания в Голутвинском переулке на Якиманке.
Те, кто не смог побывать на ярком мероприятии, могут утешиться скорым приездом еще одной всезнающей сотрудницы «Третьяковки»: 18 октября старший научный сотрудник Ольга Атрощенко поведает множество интересных фактов о жанровой живописи 2-й половины XIX – начала XX века.
- Комментарии
Загрузка комментариев...