Воскресенско-Ильинскому храму – 250 лет
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Воскресенско-Ильинскому храму – 250 лет


Дни рождения бывают не только у людей: сегодня душевным и многолюдным праздником отмечает 250-летие одно из самых старинных и красивых (вопреки разрушительным ударам судьбы) зданий Курска – Воскресенско-Ильинский храм, дважды украшающий город.    
Почему именно дважды? Дело в знаменитом визуальном эффекте – жемчужина русского зодчества отражается в стеклянной стене соседнего банковского учреждения. Впрочем, когда в середине XVIII века на Руси впервые прозвучало само слово «банкъ», каменный храм здесь уже стоял. А еще раньше построенная в незапамятные времена деревянная церковь собирала обитателей первого в городе учреждения социального обеспечения. На языке того времени оно именовалось «убогим домом», монастырь, дававший приют обездоленным, тоже неофициально был известен как Божедомский, будучи, однако, посвящен святым Илии Пророку и Николаю Чудотворцу. Недаром храм звался Ильинским.
И прежде чем культовое здание приобрело нынешний вид, в его многовековой хронике произошло едва ли не самое знаковое событие. Где-то в начале 50-х годов XVIII столетия неизвестный нам батюшка совершил таинство венчания над купцами Исидором и Агафией Мошниными – будущими родителями отрока Прохора, прославленного впоследствии как преподобный чудотворец Серафим Саровский. Здесь младенец был крещен, и здесь историки обнаружили первый документ, упоминающий о великом земляке, –  так называемую исповедальную книгу. Ныне бесценный свиток бережно хранится в Государственном архиве Курской области, а о событиях из жития святого старца сообщает мемориальная доска на стене храма.
Прежде чем в 1833 году архиерейская кафедра губернской епархии возвратилась в Курск из Белгорода и расположилась в Сергиево-Казанском соборе, храм-юбиляр как Воскресенский градский собор имел статус главного в городе. Но и в последующую эпоху он сохранял статус второго по значимости. Среди жертвователей были потомственные почетные граждане купцы Гладковы, чьи дома находились по соседству на улице Чистой (ныне Кирова) и Сергиевской (ныне Горького). На капитальный ремонт в 1910 году семейство выделило 10 тысяч рублей – колоссальная сумма по ценам тех лет. Тогда и появилась вызывающая доныне восхищение роспись стен. Автором стал «придворный поставщик», именитый иконописец и живописец Николай Епанечников. Поразительно, но его дар был востребован и в советское время – Николай Яковлевич трудился реставратором в разрушенном немцами Новгороде Великом, Ферапонтовом монастыре (восстанавливая бесценные фрески Дионисия) и даже в главном храме России – Успенском соборе Кремля.
После Октябрьской революции церковь закрыли, но, к счастью, хотя бы не разрушили: здесь хранились архивные дела. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны получила повреждения колокольня. С началом послевоенного восстановления города было принято варварское решение не реставрировать ее, а снести вместе с папертью для сооружения на освободившемся месте Дома книги…
Лишь в январе 1995 года в храме, возвращенном епархии, возобновились службы. Как встарь, настоятель, протоиерей Евгений Бычков, и другие священнослужители простирают служение не только на свой приход, но и на тех, кто особенно нуждается в духовном окормлении, – детей-сирот, заключенных, пациентов больниц.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...