Лицо Курска «вылепил» Криволапов
Свежий номер: 18 апреля 2024 (4969)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В следующем году исполнится 80 лет Николаю Криволапову, заслуженному художнику России, почетному академику Российской академии художеств, профессору кафедры живописи КГУ. Обычно празднования юбилеев и круглых дат видных деятелей искусства происходят у памятных знаков, скульптурных композиций, мемориальных досок, установленных в их честь. Поклонникам творчества Николая Петровича будет трудно определиться с выбором, потому что вслед за солнцем русской поэзии известный курский скульптор обо всем, созданным им, тоже может сказать: «Я памятник себе воздвиг…»    
По «следам» скульптора
А воздвиг Николай Криволапов столько, что во многом определил лицо Курска как Города воинской славы, культуры и просвещения. Любому приезжему достаточно часовой пешей прогулки по главным городским магистралям: улицам Дзержинского, Ленина, Карла Маркса, чтобы понять, что сделал Криволапов для курян. Итак, в Пролетарском сквере невероятный по воздействию на зрителя памятник: рыдающая мать лежит, раскинув руки, на гранитной, оттенка крови, могиле сына, погибшего в Афганистане. По оценкам специалистов, это лучшее из всего, что установлено на территории бывшего СССР в честь героев-афганцев.
Напротив Курского государственного университета, альма-матер многих поколений педагогов, находится скульптурная композиция Николая Криволапова «Учительница первая моя». Критики негодовали, почему автор в качестве модели для образа педагога взял не седовласую заслуженную учительницу, посвятившую жизнь школе, а излучающую молодость, красоту и здоровье девушку, студентку художественно-графического факультета. «Потому что будущее педагогики – за молодыми», – без тени сомнения парировал мастер, преподаватель академического рисунка, профессор.
С противоположной стороны от университета можно увидеть особую гордость Николая Петровича и визитную карточку соловьиного края – памятник Георгию Свиридову. Всемирно известный композитор застыл на века, сидящим в одухотворенном раздумии, с золотой музой, возвышающейся над его головой.
Далее улицу Ленина украшают еще три творения курского ваятеля:    бронзовый Пушкин, вдохновенно декламирующий стихи у драмтеатра, носящего имя поэта,  памятник Герою Советского Союза  Кате Зеленко,  единственной в истории женщине-летчице, решившейся на таран, и скульптурная композиция, посвященная  медикам-участникам Великой Отечественной войны, установленная у главного корпуса медуниверситета.
Улица Карла Маркса – отлитая в бронзе история воинской славы курян. Авторству Криволапова здесь принадлежит монумент морякам подводникам АПЛ «Курск» на Мемориале павших, древний воин, рельеф «Танковое сражение на Курской дуге» и конная фигура Георгия Победоносца, венчающая Триумфальную арку.
Не каждому человеку дано оставить после себя сияющую на солнце   цепочку следов,  неподвластных времени. Названные работы  –  только основные вехи богатой творческой биографии Николай Криволапова. Чтобы подробнее познакомиться с плодами вдохновения скульптора, заглянем в его мастерскую на улице Марата.

В гостях у мастера
Перейдя с темы вечного на сиюминутное, скажем, что мастерская Криволапова счастливо избежала участи быть проданной с аукциона за долги Курского отделения Союза художников перед коммунальщиками. Местные СМИ регулярно писали об аресте и продаже судебными приставами двух мастерских и последующем судебном разбирательстве, но во всех публикациях фигурировал один пострадавший – скульптор Владимир Бартенев. Его сосед Николай Криволапов за четыре года до случившегося предусмотрительно перебрался из начинающей ветшать пристройки в здание бывшей кузни во дворе. Здесь-то и состоялась наша встреча.
Рабочая обитель Николая Петровича на первый взгляд больше напоминает музей эскизов, одни из которых уже обрели гигантские размеры и вечную жизнь на городских постаментах, другие с надеждой смотрят в будущее.
Хозяин, будто смущаясь идеальным порядком в мастерской, оправдывается:
– Жду главу города Николая Овчарова. Хочу показать ему две  работы по мотивам «Слова о полку Игореве» и варианты их размещения в городской среде. Наиболее удачно было бы вписать композицию с древнерусским певцом  и сказителем Бояном в комплекс Триумфальной арки, это даст ему несколько иное прочтение: как славной истории боевых побед курского края от истоков до наших дней.
За эскиз величественной 20-метровой  композиции из мрамора и бронзы «Слово о полку Игореве» Николаю Криволапову присвоено звание почетного академика Российской академии художеств, а вот воплотить проект в жизнь пока не удается. Причина проста – дорого. Скульптор надеется, что финансирование будет выделено из федерального центра в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Курска.
Среди нереализованных проектов – многофигурная композиция частушечников, танцующих «Тимоню», памятник курскому соловью. Нестандартное видение – отличительная черта почетного академика: «Если делать птицу в натуральную величину, что же получится – питерский чижик-пыжик? Нет, нам приколов не надо. Я развил образ курского соловья. Соловьи – это поющие люди».
Пока только в пластилине можно увидеть плывущих в ладье чудотворцев Муромских – Петра и Февронью, памятники живописцу Александру Дейнеке, актеру Михаилу Щепкину, эстрадной «звезде» 1990-х Жене Белоусову.  Курский скульптор по просьбе ветеранов боевых действий решил вернуться к  памятнику «Скорбящей матери» – и превратить его в масштабный монумент воинам, погибшим во всех локальных конфликтах.  Дело – за воплощением.
Приковывают взгляд и заставляют застыть в изумлении две готовые работы Николая Петровича – бюсты Фета и Лермонтова. Скульптор отлил их в металле за собственные деньги. Бюст Фета пять лет назад стал победителем II Международной выставки-конкурса «Прохоровское поле», Лермонтов поедет на «Прохоровку» в этом году.
Облик обоих поэтов словно выхвачен из жизни в миг наивысшей эмоциональной напряженности. Афанасий Фет погружен в себя, охвачен  грустными размышлениями, Михаил Лермонтов, напротив, изображен динамичным, в порыве чувств.
– Пересмотрел множество фотографий – все не то, – комментирует Николай Петрович. – Знакомишься с биографией, лирикой, понимаешь, насколько трагическая фигура Афанасий Фет, и тогда в голове выстраивается его подлинный образ. Лермонтов на портретах – прилизанный, воспитанный мальчик из аристократической семьи. А он же офицер, сражавшийся на Кавказе, салонный задира, драчун, дуэлянт. Я и сделал его ершистым, непримиримым,  кипящим от негодования.
Криволапов и не думает почивать на лаврах: показывает эскизы, которые еще никто не видел, делится новыми задумками. Слушая увлеченного, с жаром говорящего мастера, понимаешь, что его душа находится далеко не рядом с возрастной отметкой, обозначенной   цифрой 80, а полная сил и замыслов свободно парит где-то над 30.

Оглядываясь назад...
В далеких 1970-х уроженец Бесединского района, выпускник  «Строгановки» приехал из столицы в Курск и не обнаружил здесь никаких изваяний, кроме памятников Ленину и бетонных солдат.
– Бронза в нашем городе началась с памятника Пушкину. Я тогда конкурс выиграл и соавтором пригласил покойного Игоря Минина, а Владимир Бартенев лепил рельефы на постаменте, – вспоминает  Николай Петрович. – До этого у нас  благородных материалов не было! Да и не только у нас... Когда Эрнст Неизвестный начал скульптуры отливать в бронзе, Хрущев быстро его пресек: «Стратегический материал пускаешь на ветер!».
Залогом успеха скульптора Криволапов считает одержимость:
– Я долго работаю над эскизами.  Сделаю, посмотрю – не  нравится, ломаю и по-новой. Добавить или что-то исправить нельзя, только с нуля. Иначе работа не получится цельной, не коснется души зрителя. С Лермонтовым год возился, пока не освободился от гусарских эполетов и не «схватил» внутреннее движение.
Николай Петрович приветствует тенденцию последних лет, когда высокохудожественные изваяния воздвигаются за счет крупных предпринимателей, но предупреждает:
– Надо, чтобы у олигарха был вкус или отбором проекта занималось профессиональное жюри.  Это же не в огороде у себя чучело установить, скульптура сохраняется в веках, на ней воспитываются многие поколения...
В отличие от своих монументальных произведений курский скульптор – человек невысокого роста, но масштаб мышления, глубина чувствования, преданное служение своему делу, курскому краю и людям, живущим в нем, сделали его поистине гигантской фигурой.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...