Инесса Ковалевская: Мультфильм помогает познать мир
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Инесса Ковалевская: Мультфильм помогает познать мир


Нет такого человека, который не любил бы мультики. Иные – классика на века, не сходящая с языка, все эти «Щас спою» и «Ниц-цево не понимаю». И порой сказочная история продолжительностью всего-то минут десять важна нам,  как писания пророков.    
А много ли найдется фильмов художественных, предположим, 80-летней давности, чтобы они смотрелись с интересом? Боюсь, раз, два и обчелся. Тогда как черно-белый боевик из 1938-го про Моряка и Носорога «заводит» не хуже трехмерных «Смешариков». Словом, всей стране стоит быть благодарной замечательным мультипликаторам – ушедшим и здравствующим. И почаще говорить добрые слова, как редакция «ГИ» – одному из живых классиков на 85-летие, которое Инесса Алексеевна Ковалевская отметила  1 марта.
С анимацией у курского края родство особое. В любой летописи этого искусства рядом с Львом Атамановым, Федором Хитруком, Романом Качановым непременно будет упомянут наш земляк – заслуженный деятель искусств России Борис Дежкин. Его память куряне чтят традиционным фестивалем, известным на всю страну, а недавно было решено увековечить облик Бориса Петровича в скульптуре. Шеф-редактор «Союзмультфильма» Сергей Капков, узнав о новости, радостно заметил: «Это будет первый бюст аниматора в стране!»
Самыми теплыми словами вспоминает неповторимого волшебника и его коллега Инесса Ковалевская. Да ведь и сама она – недосягаемая вершина! Кому по плечу повторить успех «Катерка» и «В порту», «Львенка и Черепахи» и, конечно, «Бременских музыкантов», – он всенародный (и, согласитесь, это не преувеличение!).
Кто не помнит слова песенки Чучела-Мяучела: «Утро начинается, начинается…», опять же персонажа Инессы Алексеевны. Между прочим, ее ленты – певуче-танцевальные, даже в напряженные моменты, как и положено мюзиклам: это не синоним «развлекаловки»! Танцуют дельфины и стрекозы, разбойники и черти, куклы и гномы, солнечные лучи и капли дождя… И ладно бы только под наших современников Геннадия Гладкова или Владимира Шаинского. Но дети XX и XXI веков, прильнув к экранам, проникались великими творениями Глинки, Чайковского, Мусоргского, Грига, Прокофьева, Шостаковича! И опять вернусь к своим «баранам», то есть козлам, то есть козлик там один, а еще цыпленок и невоспитанный утенок: речь о вроде бы «малышовой» картине «Однажды утром», после просмотра которой я усвоил, как надо себя вести в обществе (начиная с песочницы и заканчивая, ну, скажем, редакцией), а как не надо…
Словом, если уж столько добра приносят мультики, надо не только приглядываться к именам авторов в титрах (а творцы мультипликационного кино известностью обычно обделены: кто мог бы узнать того же Бориса Дежкина за проходной студии на улице Каляевской). Слова признательности можно сказать и в письме, и даже по телефону. И вот однажды я, просто один из десятков миллионов зрителей, набрал номер домашнего телефона Инессы Алексеевны и поздравил ее с днем рождения. А еще опубликовал несколько теплых слов в газете. И… через какое-то время получил бандероль – книгу «Дора-дора-помидора»: мультсказку Инесса Ковалевская создала в соавторстве с другим легендарным старейшиной «Союзмультфильма» Леонидом Шварцманом. А ведь ветерану труда не так-то и легко дойти до почтового отделения! Ответным посланием была карточка моей дочки Зои с игрушками  – львенком и черепахой – в ручонках: приятно же увидеть популярность собственных персонажей. Но куда приятнее оказалось мне увидеть это фото в уникальной документальной книге, посвященной созданию «Бременских музыкантов», – судьбоносного рубежа анимации.
Обидно, что издавать эту книжку, которую даже просто взять в руки уже приятно, Инессе Алексеевне пришлось за собственный счет. А стоит лишь распахнуть форзац в знакомую красно-синюю клетку (под цвет повозки бродячих артистов), и уже не оторваться от чтения до конца. Любому непосвященному станет ясно, хотя бы в общих чертах, как создается мультфильм, люди каких профессий над ним работают (причем на редкость кропотливо и вместе с тем на редкость радостно!). Поражают первоначальные эскизы Трубадура, Принцессы и других действующих лиц: их просто не узнать! Пришлось проявить волю и притом деликатность, чтобы художник «родил» принципиально иные, зато столь любимые не одним поколением  образы. Потрясение ждет читателей и в главах, посвященных обсуждению мультфильма коллегами (кое-кто обнаружил и зависть, и ограниченность) и не очень достойному, мягко говоря, поведению широко известных соавторов Инессы Алексеевны, когда встал вопрос о продолжении «Бременских…». В итоге у второй части мультика, где за режиссерский мостик встал Василий Ливанов, и графика сомнительная (нечто в стиле британской ленты «Желтая субмарина», но она же не для детей!), и в действии налицо провалы, короче, вышло и впрямь «по следам».
Но вместо того чтобы копить обиды, первооткрывательница искала нехоженые пути – и на свет являлись не похожие друг на друга, но всегда запоминающиеся шедевры! Даже в злополучную пору, когда «Союзмультфильм» почти не снимал новых работ, а экраны заполонил заморский ширпотреб, неутомимая энтузиастка не опускала рук. Решимость наших корифеев во многом помогла спасти одну из лучших в мире мультипликационных студий от гибели. Как девочка с фонариком не дала пропасть Катерку!
А на днях, накануне 85-летия выдающейся деятельницы кино, мы созвонились, и вот я стою на 1-й Тверской-Ямской: «Инесса Алексеевна, я подъехал…» Разговор был куда короче, чем горячо желалось (здоровье почтенной деятельницы накладывает ограничения), но каждая реплика собеседницы одаряла драгоценной мудростью:
«У взрослых много разных возможностей для развлечения. А вот для маленьких детей, только начинающих постигать мир, первый встречающийся в жизни вид искусства – мультипликация. Она всеобъемлющая: туда входят и литература, проза с поэзией, и рисунок, и музыка, и танец, и актерство… Соприкасаясь с этим всем, ребенок учится познавать мир. Он узнает о том, что все имеет душу… Cчитаю, что первым мультипликатором был Ханс Кристиан Андерсен. У него все оживает, о чем бы ни шла речь: и цветок, и иголка, и воротничок…
В сегодняшних мультфильмах все мелькающее, мелькает Маша эта, а нашему поколению было важно воспитывать зрителя. Произведения для детей писали крупнейшие композиторы мира, потому что знали: без приобщения к музыке нельзя вырасти развитой личностью». (К слову, Инесса Алексеевна решила подарить пианино семилетнему мальчику, который мечтает учиться игре. Инструмент старинный и с богатой историей, но хозяйке не жалко ради будущего, которое она предвидит в судьбе ребенка. А на освободившемся месте встанут узнаваемые с первого взгляда «фазы» – рисунки, вкупе составляющие мультфильм).
«Новому «Союзмультфильму» дали хорошее помещение, деньги. Но слышала, что студия будет продолжать «Простоквашино». Зачем?.. Вы ведь так не снимете, как совершенно гениальный Владимир Попов. Неужели нельзя придумать своих героев?.. Бесталанность и дилетантство огорчают. Смотришь современные ленты, особенно иностранные, и кажется, будто они нарисованы одним художником. А в СССР мультипликация была такая разная, и по темам, и по жанрам. Слышала за городом, как сосед, парень лет 17, справлял торжество с компанией. И что они пели? «Я на солнышке лежу», «Чунга-Чанга» и «День рожденья» из «Крокодила Гены». Сегодня таких всеми любимых песенок не пишут. Но ведь столько лет прошло! Может, когда-нибудь появятся герои, которых полюбят дети. А тем чудовищам, которые встречаются во многих нынешних мультфильмах, только рекламировать средства для обработки унитаза».
«Готовлю вторую книжку о своих мультфильмах, теперь расскажу про мультик «Как Львенок и Черепаха пели песню». Будет забавно! Сначала была сделана пластинка с тремя сказками, в том числе про Львенка. Вспомню смешные моменты, как Олег Анофриев записывался. Потом я решила сделать на основе этой записи мультфильм. Но как изобразить Львенка? Сначала художник представил его вот таким – видите, совсем не похож. Вот герой уже узнаваемый… Будет и смешной случай, начинавшийся невесело: я лежала в больнице, предстояла серьезная операция, я грустила. А к соседке по палате пришел сынишка лет трех и стал изображать Львенка, который поет! Так было забавно!»
Коллектив и читатели «ГИ» желают Инессе Алексеевне крепкого здоровья, осуществления ярких, как всегда, творческих мечтаний (из-под пера опытнейшего мультипликатора выходят сценарии будущих мультиков и увлекательные мемуары) и, конечно, заслуженного почета!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...