Четыре столетия в пути
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Курскому крестному ходу исполняется 400 лет. Историю крестного хода нельзя рассматривать без истории самой иконы, Знаменского монастыря, Коренной пустыни, да и всего того, что происходило в наших землях и окрест.
    
Первоначально икона располагалась в деревянной часовне на месте ее обретения в конце XIII века (сегодня это территория монастыря в местечке Свобода). В 1597 году по указу государя Федора Иоанновича была возобновлена Курская крепость, а с ней и весь город. Икону царь велел доставить в Москву. Ее вставили в раму с изображением Господа Саваофа и пророков, сама царица Ирина украсила ее богатой ризой. Затем  святыня вернулась обратно в свою часовню. В том же году по велению царя на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником выстроена церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью...
Вскоре на южные земли России надвигается опасность – крымские и ногайские орды. Уже в 1598 году царь Борис Годунов посылает гонцов «с милостивым словом» в украйные города: Тулу, Оскол, Ливны, Елец, Курск и Воронеж, где речь идет как раз о вероятности серьезного нашествия. В 1600 году крымцы напали на Белгород и шли к Курску, но были остановлены орловским воеводою князем Борисом Татевым. Примерно за год до этого икону (опасаясь за ее безопасность) из пустыни перенесли в Курск, где она была сначала поставлена в соборной Воскресенской церкви.
Наступили Смутные времена… В 1603 году самозванец Димитрий I взял икону из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву. В столице  она находилась в царских хоромах до 1615 года, после чего вернулась  в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году – в соборе Знаменского монастыря…
Ранее, в  1612 году, новое бедствие обрушилось на курский край. Польский гетман Жолкевский с большим войском осадил Курск и штурмом взял большой Острог. Остатки защитников заперлись во внутреннем, так называемом малом Остроге. Сидя там в осаде и мужественно отбиваясь от превосходящих их во много раз численностью поляков, они обещались, если Бог и Матерь Божия не предадут их в руки врагов, построить в этом самом малом Остроге особый монастырь во имя чудотворной иконы  Божией Матери «Знамение».
За год до этого, в 1611-м, крымские татары разорили Коренную пустынь. В каком году началось ее восстановление – сведений мало. Известно лишь, что к концу 1617-го  там уже  была построена вновь деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, но еще не освящена. Освящение ее, по-видимому, совершилось в 1618 году, именно тогда святыня была перенесена торжественным крестным ходом из городского курского монастыря в «пустыньку, что на корню», и с этого времени установился этот благочестивый обычай крестных ходов…
В 1615 году, когда монастырь был уже выстроен, все жители Курска согласились между собой просить государя Михаила Федоровича о возвращении им чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы Курской из Москвы в новопостроенный ими для нее монастырь. С этой целью они написали челобитную, к которой приложили руки все грамотные куряне, и послали с нею к царю, курской соборной церкви, диакона Поликарпа. Государь приказал отпустить икону из своих царских палат обратно в Курск, с подобающей честью.
Несколько ранее к московским боярам, а в 1613 году к новоизбранному царю Михаилу Федоровичу направили челобитную за руками «градских всяких чинов людей» с усердной просьбой о разрешении воздвигнуть в восстановленном городе Курске монастырь в честь чудотворной иконы. Государь Михаил Федорович благосклонно отнесся к челобитной курян и прислал им грамоту с разрешением на построение обители. Грамота была дана на имя курского губного старосты (градоначальника) Афанасия Мезенцова. Датирована она 5 июля 1613 года…
С 1618 года по 1726 год икона находилась в Коренной пустыни три дня, с 1726-го по 1765 год –  уже неделю. Но в 1767 году по указу Святейшего Синода крестный ход был прекращен и возобновлен лишь в 1791-м. Причина – конфликт между монахами Коренной пустыни и  Знаменского монастыря. С 1791-го икона стала пребывать в Коренной пустыни уже две  недели. В 1806-м благодаря ходатайству игумена Макария этот срок был установлен от девятой по Пасхе пятницы до 12 (25-го по н. ст.)сентября.
Со временем выработался определенный порядок прохождения крестного хода. Впервые  указание о том, как его проводить, было дано указом Белгородской консистории в 1791 году: «Архимандрит Курского монастыря по древнему обыкновению должен с братиею и всеми священнослужителями градскими при пении и звоне провожать из монастыря до Московских ворот, а оттуда назначаются Курского же монастыря 3 иеромонаха, которые должны быть в оба пути ходу и на месте и в Коренной пустыни иметь прилежное смотрение о целости оной. По принесении же святой иконы к Коренной пустыни, строитель оной должен со всею братиею встретить и с пением препровождать в самую большую церковь. По окончании же, ярмарки должен он же, строитель, с подобающим пением провожать икону до назначенного места и отпустить с теми же тремя иеромонахами, а как св. икона на возвратном пути ночует в Ямской слободе, то архимандрит Курского монастыря с братиею и со всем священством при полном звоне должен встретить у Московских ворот и идти прямо в монастырь, поя молебен пресвятой Богородице».
Крестный ход в Курской губернии был художественно запечатлен Ильей Репиным. На картине изображено доподлинное духовное подвижничество народа, преклонение перед чудотворной иконой. В 1869 году в крестном ходе участвовало более 60 тысяч человек.
Но икона (или ее списки) нередко совершала вояжи и вне маршрута между двумя курскими монастырями. Так, в 1676 году она путешествовала на Дон для благословения донских казачьих полков. В 1684-м государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687-м икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с нее послали к князю Кутузову в действующую армию. В 1919-м в сопровождении епископа Феофана Курского и Обоянского и нескольких из братии Знаменского монастыря  святая икона ушла за границу – в Сербию. В 1920 году она, по просьбе генерала Врангеля, вновь посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской армии  в ноябре 1920-го. В  Сербии икона пребывала до 1944 года, затем был Мюнхен. В 1950 году первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий переехал в Америку. Под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь, куда 5 февраля 1951 года прибыла Курская Коренная икона. С 1957 года икона пребывает в посвященном ей Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке (Курск икона «Знамение» впервые после этого навестит только в 2009 году).
Вскоре после прихода к власти большевиков религиозные шествия были запрещены. Казалось, традиция крестного хода забыта  и возродиться уже не сможет. Однако Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и после встречи Сталина с тремя митрополитами летом 1944 года состоялось первое после двадцатилетнего перерыва паломничество из Курска в Коренную пустынь. В ходе той беседы были положительно решены многие вопросы церковной жизни: об избрании Патриарха и Священного Синода, об открытии богословских курсов и церквей, об издании ежемесячного журнала. Спустя месяц по инициативе вождя был создан специальный орган при Совнаркоме СССР – совет по делам Русской православной церкви, призванный обеспечивать взаимосвязь между церковью и руководством страны. Одним из последствий этой встречи было разрешение некоторых традиционных крестных ходов – в том числе и крестного хода из Курска в Коренную Рождества Богородицы пустынь. Летом 1944 года состоялся первый после длительного перерыва крестный ход, относительно малочисленный – до 2 тысяч верующих. Однако оттепель во взаимоотношениях церкви и государства сохранялась, и уже в 1948 году число паломников достигло 14 тысяч. Подчиняясь новому религиозному законодательству, священнослужители уже не участвовали в крестном ходе. Да и пустынь как таковая на тот момент перестала существовать: территорию мужского монастыря занимала школа механизации сельского хозяйства.
После прихода к власти Никиты Хрущева ситуация изменилась к худшему. 28 ноября 1958 года ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам».
Вплоть до распада Советского Союза паломничество так и не возобновилось. К весне 1960 года весь участок с источниками был выровнен, огорожен каменной оградой и засажен деревьями и кустарниками. Возрождение благочестивой традиции произошло только 15 июня 1990 года, вскоре после передачи Коренной пустыни епархии.
Считается, что перед иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской Коренной молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих…
Согласитесь, что эти темы сегодня особенно актуальны.
Подготовил
Виктор КРЮКОВ.
Использованы материалы
Юрия БУГРОВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...