Как привлечь финансы в бизнес?
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Как привлечь финансы в бизнес?


Где взять денежные средства для запуска своего дела и какие виды финансовой поддержки можно использовать малым и средним предпринимателям, уже вставшим на ноги? Кто поможет с наименьшими затратами приобрести качественное производственное оборудование для расширения бизнеса?    
Что делать, если банковский счет заблокирован? Эти и другие вопросы рассматривались 3 октября на конференции «Современные финансовые инструменты для бизнеса»,  организованной  комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области совместно с Банком России.
Об актуальности обсуждаемых на конференции вопросов можно было судить по переполненному залу МЭБИКа. Организаторы понимали, что собрать в одной, даже самой большой аудитории, 41530 представителей малого и среднего бизнеса региона не получится, поэтому вели видеозапись мероприятия.

Финансовая ярмарка
Первым делом участники конференции попали на необычную выставку-ярмарку финансовых продуктов. Представители кредитных организаций, центра поддержки предпринимательства области, общественных объединений бизнесменов встали за импровизированные «прилавки». Они вручали гостям рекламные буклеты с ассортиментом своих услуг.
Сотрудницы лизинговой компании рассказывали индивидуальным предпринимателям и организациям о возможности приобрести легковые и грузовые автомобили, спецтехнику и оборудование отечественного производства по цене завода-изготовителя и ниже.
– А как же наценка лизинговой компании? – удивлялись бизнесмены.
–  Наш доход покрывается за счет государственной субсидии, – бойко отвечали девушки.
Специалист по связям с общественностью крупного банка рекламировала акцию, которая предусматривает бесплатные открытие и двухмесячное ведение расчетных счетов для новых клиентов.
– В этом году мы заключили 92 договора по программе льготного кредитования по ставке менее 5% годовых на общую сумму более 1 млрд рублей, – отметила Лариса Марковчина. – На долю малых форм, в основном, крестьянско-фермерских хозяйств, приходится 40% этой суммы.
Кредитные организации региона активно работают с предпринимателями: Россельхозбанк предлагает 36 специальных продуктов для малого и среднего бизнеса, Сбербанк – 12, Райфайзенбанк – 11, Банк ВТБ – 7, Связь-Банк – 6.

Деньги в рост
Председатель областного комитета потребительского рынка, малого предпринимательства и лицензирования Михаил Аксенов, характеризуя состояние малого и среднего бизнеса в регионе, привел следующие цифры. С 2014 года численность данного сектора экономики возросла с 39 тысяч до 41,5 тысячи хозяйствующих субъектов. По темпу прироста субъектов малого и среднего бизнеса область занимает 4-е место в ЦФО и 22-е – в стране. Прирост объема реализации продукции – 21,6%, что соответствует 6-му месту в ЦФО и 10-му – в России.
Банки, присутствовавшие  на выставке, наперебой говорили о ежегодно растущих объемах кредитования. Однако, как рассказал Аксенов, анкетирование, в котором участвовали 424 представителя малого и среднего предпринимательства области, показало определенную настороженность хозяйствующих субъектов к привлечению кредитных ресурсов. Только 38% респондентов высказались в пользу использования в бизнесе заемных средств, остальные 62% в ближайшее время не планируют брать кредиты.
– Есть предприниматели, которые сетуют, что «банкиры сидят на мешке денег», отказываются кредитовать новые бизнес-проекты или дают деньги под высокий процент, – обрисовал ситуацию Александр Коланьков, модератор конференции, советник руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечении доступности финансовых услуг Банка России. – Причина проста: банки не делят успеха бизнеса. Если начинающий предприниматель на полученный кредит создаст новый «Майкрософт» или «Фейсбук», банк не станет совладельцем его многомиллиардных прибылей, а получит ровно столько, сколько оговорено кредитным договором. Но риск потерять деньги он разделит в полной мере.

Где брать и сколько?
В насыщенном метафорами выступлении Александр Коланьков рассказал о видах возмездной и безвозмездной помощи  предпринимателям.
Говоря о системе финансирования бизнеса, сотрудник Банка России назвал предпринимателя солнцем, вокруг которого на разноудаленных орбитах вращаются планеты государственных и рыночных финансовых  инструментов.  Их доступность зависит от степени развития бизнеса. На стадии возникновения, когда человек только открыл дело и ничего, кроме бизнес-плана, не имеет, он не сможет воспользоваться финансовыми услугами, предусмотренными для зрелого предприятия, и, наоборот, развитому бизнесу неэффективно применять «стартаповские» инструменты для «поддержки  штанов».

Господдержка
Спикер кратко охарактеризовал государственные финансовые инструменты,  призванные развивать отечественный бизнес.
Самый крупный из них – Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)  – больше интересен среднему предпринимательству, поскольку работает с фирмами, имеющими от 500 млн рублей годового оборота. РФПИ выступает соинвестром, то есть вкладывает деньги в проект в равных долях с бизнесменом.
Фонд «Роснано» инвестирует в малые и средние предприятия, разрабатывающие новые технологии. Его основное требование: в течение трех лет бизнес должен создать научно-исследовательский центр и выйти на оборот в сумме 250 млн рублей. По достижении этой цели фонд продает свою долю.
В Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника) вполне реально под научную разработку получить грант в сумме от 400 тысяч рублей. Стартапами в сфере НИОКР занимается фонд «Сколково». Здесь речь идет о грантах размером 1-5 млн рублей.
Предпринимателям, напрямую не связанным с наукой, создать и вывести бизнес на более высокий уровень помогут Фонд развития промышленности, имеющий отделение в Курской области, и Корпорация малого и среднего  предпринимательства. Эти организации оказывают как финансовую, так и консультационную поддержку.
В реализацию перспективного бизнес-проекта может вложить средства Российская венчурная компания. Ее инвесторов интересует бизнес именно на стадии 0+.

Рыночные финансы
Перечень рыночных финансовых инструментов для развития бизнеса достаточно широк. Это не только традиционные банковские кредиты, лизинг и страхование, но такой новомодный инструмент, как краудфандинг, о котором мир узнал года три назад. Краудфандинг – сбор денег на запуск бизнеса на интернет-площадках. Любой человек способен разместить объявление о сборе денег и каждый желающий может вложить деньги в заявленный кем-то проект. Годовой объем российского краудфандинга – 25 млрд рублей,  в общем-то сумма для экономики страны небольшая, поэтому Банк России не регулирует этот рынок. Краудфандинг сегодня – сфера неограниченной свободы и больших рисков, связанных с мошенничеством.
Другой финансовый инструмент – факторинг – предполагает продажу дебиторской задолженности (долгов заказчиков). Долги продаются факторинговой организации с дисконтом, но убыточная на первый взгляд  сделка позволяет предпринимателю быстро вернуть деньги в оборот и строить бизнес дальше.
Привлечь инвесторов можно, выпустив ценные бумаги. Московская биржа предоставила право выпуска акций не только гигантам с миллиардными оборотами типа «Газпром», но и средним предпринимателям.
В качестве самого честного рыночного инструмента для людей, собирающихся открыть собственное дело, Александр Коланьков назвал вложение собственных средств.
–  На этапе становления вы еще не ведете дело, а только прощупываете почву, учитесь законам рынка. В течение 20 лет у меня был бизнес, и каждый раз, когда я запускал что-то новое, вкладывался сам. Пойдет проект – предложу кому-то поучаствовать в нем, не пойдет – это только мой риск.
С выступлениями спикеров конференции можно ознакомиться на сайте областного комитета потребительского рынка. Получить более подробную информацию о государственных и рыночных инструментах развития бизнеса –  на образовательных интернет-ресурсах Банка России.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...