Художественная мастерская Михаила Денисова, оборудованная в квартире на улице Дзержинского, похожа на уютный ретро-ресторанчик. Резная деревянная мебель, картины и старинные струнные инструменты на стенах, десяток ламп в металлических абажурах, свисающих с потолка, посуда из меди и латуни...
– Любите готовить? – интересуюсь я.
– Если хочешь вкусно поесть – приготовь сам.
«Если хочешь сделать хорошо, делай сам» – эту фразу можно считать универсальным ключом Михаила Денисова к решению любых задач. Разработка дизайна мастерской, подбор антикварной мебели и довольно сложный ремонт – все это дело его рук. Художник уверен, что для создания картин в духе XIX века нужна соответствующая обстановка.
44-летний живописец имеет в активе около 400 копий произведений всемирно известных мастеров, начиная с Рембрандта и заканчивая Александром Дейнекой. Овладев секретами живописи старых мастеров, Михаил Денисов пишет собственные картины – натюрморты, портреты, жанровые многофигурные композиции, которые порой трудно отличить от шедевров ушедших столетий.
Количество авторских произведений курского художника-реставратора в разы превышает число сделанных им копий, но ни тех, ни других в мастерской не встретишь – там только то, что недавно вышло из-под его кисти. Остальные работы бережно хранят столичные и европейские ценители живописи. Скажу больше, частные коллекционеры стоят в очереди за произведениями Денисова.
– Михаил Евгеньевич, вы согласны с утверждением: «Можно написать картину за час, а потом в течение года пытаться ее продать, а можно год работать над полотном и продать его за считанные минуты»?
– Я придерживаюсь золотой середины. В современное время скоростей художник не может позволить себе работать медленно. Картины небольших размеров могу написать за ночь, над серьезными полотнами работаю по три-четыре месяца. В произведении должно присутствовать мастерство. «Тяп-ляп» в изобразительном искусстве и так слишком много. Признанные мастера прошлых столетий так не делали – обладая годами наработанным артистизмом, они имитировали скорость. Мучения автора никому не интересны, зритель должен видеть продукт свежий, искрящийся вдохновением. Помните «Девочку с персиками»? Серов писал ее целое лето, а смотрится картина как этюд «а-ля прима», то есть сработанный в один присест.
– Техника старых мастеров – долгий и трудоемкий процесс...
– Есть две основные школы масляной живописи – голландская и итальянская. Мне больше нравится первая, но как реставратор и копиист использую и ту, и другую. Последовательность работы примерно такая: предварительно художник ищет наиболее удачную композицию, пишет этюды. Для создания основной картины холст проклеивается и грунтуется. На высохший грунт наносится одноцветная пропись рисунка с проработкой светотени. Затем следует непосредственно живопись – первый красочный слой и последующие тонкие слои лессировки, в ходе которых прописываются детали. Продуманная поэтапность нанесения красок позволяет добиться удивительных оттенков и эффектов, ведь каждый предыдущий слой просвечивается сквозь последующие. Ни репродукция, ни фотография не способны дать такого изображения.
– Но каждый красочный слой приходится сушить минимум неделю?
– Современные материалы позволили сократить время работы над картиной. Грунтовку и тонировку можно выполнить темперой, которая сохнет сразу. Основной живописный слой и лессировки требуют длительной сушки. Но если картина отставлена, это не значит, что художник сидит без дела – он работает над следующей.
– Чтобы воссоздать шедевр, нужно иметь талант не меньший, чем обладал его автор. Копированию картин вы научились в Суздальском художественно-реставрационном училище или первые уроки были от мамы – реставратора Елены Денисовой?
– Мама – не художница, исключительно реставратор. В картинной галерее, где сейчас мы с ней работаем, я прочно обосновался, когда еще под стол пешком ходил. Мне нравились картины и нравилось рисовать. Я с удовольствием учился в детской школе искусств №1. С призванием определился рано, написав в одном из школьных сочинений, что хочу быть реставратором. Копированием картин увлекся в Суздале вместе с однокурсником Сергеем Кривенковым. Наше пристрастие скоро переросло в профессию: в том смысле, что уже в училище мы зарабатывали на жизнь, воссоздавая произведения великих мастеров. Успех был такой, что после нашего выпуска училище открыло спецкурс по копированию.
– Вы не считаете, что подражание тому или иному художнику, пусть великому и признанному, мешает выработать свой стиль? Ваши картины трудно назвать современными. Это великолепная, но... все-таки стилизация. Возьмем цикл о поваренке, где в интерьере и костюме XIX века изображена ваша дочка Александра. Разве девочка смотрелась бы хуже в современной обстановке и собственном платьице?
– Реставратор от природы своей многоликий. При восстановлении поврежденной картины ему приходится вживаться в манеру письма то одного, то другого художника. Копирование тоже исключает использование собственной техники и стиля. Но в авторских работах я стараюсь быть самим собой. Винтаж – это моя фишка. Я хочу жить в XIX веке и окружаю себя предметами той эпохи. Если вести речь о джинсах, то их не стоит писать в технике Рембрандта, в крайнем случае – в стиле американского реализма.
– Есть мнение, что техника старых мастеров не применима в современном мире и поэтому не востребована?
– А что востребовано – то, что пишут сейчас? Я бы не сказал. Развитие живописи достигло пика в XIX веке и затем пошло на спад. После революции не стало заказчиков качественной живописи, в картинах на первый план вышла тема. Номенклатура в изобразительном искусстве не разбиралась, для нее было главным – не как написано, а соответствует ли изображение партийной идеологии. После отмены госзаказа массовый спрос на живопись определялся ее дешевизной. Художники ударились в поиски легких путей...
– В 2002 году вы заочно окончили искусствоведческое отделение Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. Вопрос: зачем?
– Профессия искусствоведа – это возможность преподавать, проводить экспертизы, писать научные статьи, обладать знаниями в области архитектуры и дизайна. Художники-реставраторы знают продукт изнутри, поэтому из них выходят толковые специалисты. Тогда как некоторые искусствоведы без художественной подготовки – по сути своей литераторы. Благодаря им многие картины зачислены в разряд мировых шедевров незаслуженно, а те, которые находятся там по праву, они хвалят не за то, за что следовало бы.
– Судя по авторским сайтам (у вас их несколько) ни одна крупица полученных знаний не пропала даром. Каждый сайт – это прекрасно оформленный виртуальный музей художника Денисова, где он собственной персоной предстает и в роли разностороннего живописца, и эрудированного экскурсовода, и дизайнера-разработчика интернет-площадок.
– Первый сайт написал, как говорят, на коленке. А дальше пошло-поехало.
– В разных источниках приводится перечень ваших искусствоведческих публикаций. Где с ними можно познакомиться?
– Список моих статей размещен на сайте Курской областной картинной галереи имени Александра Дейнеки. Там указаны действующие ссылки.
Наталья СКОЛЬЗНЕВА.
- Комментарии
Загрузка комментариев...