«Райские кущи» видны и за решеткой
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Райские кущи» видны и за решеткой


Как незадачливый Витя Зилов, герой фильма «Райские кущи», целый год ждал утиной охоты, так киноманы соловьиного края теперь будут отсчитывать дни до следующего «Сталкера» – международного фестиваля фильмов о правах человека, душевно завершившегося как раз знакомством с новинкой экрана и ее создателем 1 марта. В числе площадок, где шли показы, наряду с центрами досуга в Курске, оказались и райцентры, и даже исправительная колония...    
Что ж, когда гражданам, пусть и оступившимся, протягивают руку моральной поддержки такие гуманные личности, как генеральный продюсер фестиваля Игорь Степанов, директор «Курскоблкиновидеофонда» Андрей Немиров и его коллеги-кинофикаторы, место лишения свободы по праву носит звание учреждения исправительного, а не только карательного. Но и законопослушные куряне после просмотра проблематичных, отнюдь не «попкорновых» лент сами приводят себя на особый суд – суд совести. Именно об этом акте морального очищения мечтает замечательный режиссер, чьи работы стали поистине хрестоматийными, оставаясь притом животрепещущими и актуальными, – мэтр киноискусства, обладатель множества почетных званий и титулов Александр Прошкин. Дорогой гость встретился с курянами (хотя погода в городе напомнила ему хорошо знакомую по сериалу о Ломоносове Архангельскую губернию) в концертно-творческом центре «Звездный». Впрочем, большинству зрителей зал знаком как кинотеатр имени Щепкина. Кстати, здесь автор этих строк когда-то с трепетом вглядывался в кадры «Холодного лета 53-го», – еще одного шедевра мастера… А перед тем как на экране замелькали суетные и бестолковые дни Зилова, народный артист России дал местным журналистам небольшое интервью.
– Александр Анатольевич, любому ценителю вашего творчества невозможно не заметить, что вы, как едва ли кто-либо из современных режиссеров, близки проблематике «Сталкера». Самые важные для вас темы – Преступление, Наказание, Искупление, одна из картин так и названа – «Искупление». Не в мелко-авантюрном значении! В трагическом, исповедальном, покаянном. Как бы вы объяснили этот повышенный интерес к   больному вопросу?
– Думаю, эта тема дорога для каждого из нас. У меня есть ощущение, что мы каждый день за что-то платим, за какую-то вину: собственную, или родителей, или далеких предков… Но очень хочется дожить до момента, когда нам все грехи отпустят и, наконец, наступят рай и благоденствие. Очень надеюсь, что какой-то свет в конце тоннеля нам не зря мерещится, нас ведет и призывает… и что легче станет.
– Одно из произведений, посвященных ответственности за свои деяния, –  пьесу Джона Пристли – вы экранизировали даже дважды, сняв фильмы «Он пришел» и «Инспектор Гулл»… То есть ваше убеждение сложилось еще в молодости?
– Понимаете, это было в те времена, когда мы, советские режиссеры, снимая жизнь «загнивающего Запада», непременно показывали крупным планом пепельницу с надписью «Мальборо» и крутили ее то в одну, то в другую сторону, чтобы четко показать: действие происходит не у нас, а «у них»… Эта знаменитая пьеса – классический пример разговора о вине, которая лежит персонально на каждом человеке, о том, что нет людей непричастных, мы все несем некую долю вины в общей беде… В какой-то степени пьеса Пристли написана об этой проблеме, хотя в ней вроде бы разбирается интимная семейная ситуация.
– И все же, кино должно развлекать зрителя или заставлять задуматься?
– Мы, кинематографисты, не меняем мир. Но стараемся, чтобы люди заглянули в самих себя. Если кино добивается этой цели, в нашей работе есть какой-то смысл. Если же оно просто развлекает, веселит или пугает,  это всего лишь аттракцион. К сожалению, кино последних лет зачастую именно такое. Люди платят довольно приличные деньги, чтобы их развлекали… Не хотят расстраиваться, задумываться, печалиться. И в этом колоссальное нарушение взаимоотношений. У нас что-то болит, когда мы снимаем кино. И мы надеемся, что эта боль как-то откликнется, отзовется, надеемся, что люди начнут что-то менять в себе.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...