Борис Токарев ищет и не сдается!
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Борис Токарев ищет и не сдается!


Бывают актеры, о которых говорят: «Лицо с обложки». Но куда прочнее слава гостя, посетившего недавно международный кинофестиваль «Сталкер».    
Так уж совпало, что лицо Бориса Токарева корреспондент «ГИ» в одно и то же время увидел и воочию, и на обложке… книги! Да еще какой – любимого несколькими поколениями романа Вениамина Каверина «Два капитана». И впрямь, для многих читателей Саня Григорьев может быть только таким, как сыграл его заслуженный артист России. Впрочем, и тут публике мало: «Народный!» – решительно «уточнил» один из зрителей центра досуга «Юность», когда оглашали звания деятеля кино перед его творческой встречей с курянами.

– На самом деле эти регалии неважны, – отозвался Борис Васильевич, поздоровавшись со слушателями. – Мое большое счастье – не в них, а в том, что я встретился с вами. Все, что мы делаем в этой жизни, – мы делаем для вас, для зрителей. И я стремлюсь никогда не изменять своим героям, которые полюбились вам.
(И вправду, исполнителю «крылатой» роли не однажды приходилось слышать от летчиков, что профессию они избрали, влюбившись в замечательный телефильм Евгения Карелова. Возможно, то же могут сказать и артиллеристы, вдохновленные образом лейтенанта Кузнецова в «Горячем снеге», и пограничники, которым полюбился лейтенант Осянин в картине «А зори здесь тихие…»).
– Благодарен фестивалю «Сталкер», – продолжил Борис Токарев, пока киноработники в аппаратной готовили к показу его продюсерскую работу «Золотая рыбка». – Считаю, что он уникален, потому что обращен к самому сокровенному в Человеке.
Как ни хотелось увидеть картину, которую не найти даже во всеобъемлющем интернете (а объясняется отсутствие «Золотой рыбки» решением правообладателей, и сайты-нарушители блокируются даже по ту сторону границы), верх взяли журналистский долг и личное стремление пообщаться с   мастером. Выяснилось, что для него и спустя более четырех десятков лет после премьеры «Двух капитанов» остаются жизненным правилом заветные слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» На нынешнем этапе они связаны с документальным проектом, практически не имеющим аналогов на сегодняшнем ТВ. И прошу прощения у читателей и собеседника, что начал разговор с не самого возвышенного на свете предмета.
– С финансовой составляющей у вашего начинания как обстоит дело?
– Финансирование есть, иначе мы бы не сняли уже два фильма из десяти задуманных в рамках серии «Забытые великие». Работаем в рамках международного социально-культурного проекта «Созидающий мир». Это детище Вячеслава Адамовича Заренкова – интересного, мудрого и разностороннего человека, который помогает решать материальные проблемы на съемках.
– Расскажете про эти десять сюжетов?
– Я реалист, лучше расскажу про два отснятых. Идея первого фильма родилась нежданно, в Гурзуфе, на телекинофоруме «Вместе». Один хороший человек, художник, предложил: «А поехали-ка в музей Пушкина». Я удивился: «А где он находится?».
– В самом деле, где? Когда в 80-х довелось съездить в «Артек», в Гурзуфе водили гостей только в Пушкинский грот...
– Не все о нем знают, тем более что попасть в музей сложно, он находится на закрытой территории: там расположен санаторий министерства обороны. Здание старинное, это вообще первый каменный дом на побережье Крыма. Директор музея много рассказывала о Пушкине, о принимавшем его в 1820 году генерал-губернаторе Воронцове, о кипарисе, который можно увидеть на гравюрах и дагерротипах того времени и который жив до сих пор (причем уфологи утверждают, будто в нем живет душа Пушкина)… И вдруг я увидел портрет человека в простом долгополом сюртуке, но с орденами, а его глаза были необычно мудрыми. Это последний владелец дома перед национализацией, Петр Ионыч Губонин.
– Позвольте, позвольте, я припоминаю, у Некрасова в «Кому на Руси жить хорошо» сказано: «Досыта у Губонина дают ржаного хлебушка...»
– «Жую – не нажуюсь!» Совершенно верно! Мы остановились и долго смотрели на портрет. И вот Людмила Гладунко, моя супруга, с которой мы руководим студией «Дебют», сказала: «Пожалуй, нужно снять кино про этого человека». Прошло некоторое время, и вот – провидение! – нас пригласили на Кипр, на освящение большого православного храма. Упомянутый мною Вячеслав Адамович, который и построил этот храм, да и не только этот, и восстановил много старинных церквей, издал ряд ценнейших книг, – он слушал наш увлеченный рассказ о том, как Петр Ионыч строил железные дороги, мосты, стоящие до сих пор, заводы, которые тоже успешно работают, открывал училища… И сказал: «Будем снимать о нем фильм! Вы снимете эту картину, я вам обещаю!». Забегая вперед, скажу: картину мы назвали «Портрет неизвестного». И чем больше мы погружались в эту работу, тем сильнее сходили с ума.
– Конечно, в хорошем смысле слова?
– Да, например, чего стоит тот факт, что мы с Людой учились во ВГИКе у профессора Бориса Владимировича Бибикова. А среди его предков был тот самый помещик, у которого ходил в крепостных Губонин! От такой мистики мы вздрогнули и поняли, что фильм – наша святая обязанность, что провидение ведет правильным путем. Мы узнали невероятные детали этой яркой жизни. Имея три класса церковно-приходской школы, будучи крепостным, Губонин изнурительным трудом каменотеса («Петр» и означает «камень») заработал денег на выкуп из рабства вместе с семьей. Он записался в купеческое сословие, окреп, перешел из третьей гильдии во вторую, в первую… Все его проекты были столь качественны, что его стали приглашать на престижные стройки по всей стране. Его предприятию потомки должны быть благодарны за облицовку самых красивых храмов Москвы и Петербурга, а еще за железные дороги, за развитие металлургии, гостиничного дела...
– То есть нынешний санаторий в Гурзуфе – одна из этих гостиниц?
– Да, и их было несколько, обустройство включало сеть булочных и пекарен, фонтаны (один даже из Вены), ванны, электрическое освещение, лифты и телефоны, которые только что были изобретены... Этот человек моментально реагировал на любые инновации времени! Осознав, что строить его железные дороги должны просвещенные специалисты, он основал целую сеть училищ, где обучались высокопрофессиональные техники и инженеры – технический потенциал страны. В этом ряду было и Комиссаровское училище, выпустившее пять тысяч профессионалов, кстати, и будущего народного артиста СССР Михаила Яншина… Школы, церкви, благотворительные акции – неполный перечень добрых дел Петра Ионыча. Государь Александр II, видя, как его подданный идет семимильными шагами в обустройстве державы, удостоил его дворянства. А на гербе собственноручно начертал слова, отражавшие самую суть этой великой натуры: «Не себе, а Родине». Увы, мы не можем поклониться его праху. Храм в Гурзуфе, где был похоронен Губонин согласно завещанию, разрушили в 1932 году, как и построенную рядом мечеть для коренных жителей поселка. А усыпальницу разграбили…
– В Курской губернии произошла такая же неприглядная история со склепом князей Барятинских: там устроили колхозную котельную…
– Подобное варварство, к сожалению, было не редкостью в ту эпоху. Осквернили и уничтожили могилы многих выдающихся личностей, в том числе Николая Путилова, семьи Абрикосовых… Моя вторая лента как раз посвящена благотворительнице Агриппине Абрикосовой, матери 22 детей, которую вспоминают добрым словом не только ее потомки.
– Их ведь очень много, есть и замечательные медики, и физик – нобелевский лауреат, и всенародно известные актеры, кого только нет…
– Но куда больше людей, обязанных этой милосердной женщине тем, что появились на свет в достойных условиях. В 1889 году Агриппина Александровна учредила первый «Бесплатный родильный приют и гинекологическую лечебницу с постоянными кроватями в Москве» на 25 коек. Это я узнал от Дмитрия Петровича Абрикосова, который хранит семейные предания.
– Вы желанный гость на «Сталкере». Иной поклонник ваших звездных ролей и не подозревает, что именно вы являетесь и режиссером ряда известных фильмов, тема которых – права и обязанности человека. Например, «Ночной экипаж».
– Эта работа мне очень дорога. Считаю, удалось показать, каким страшным бывает возмездие за нравственную глухоту. Мы сделали эту картину на границе 80-90-х, когда старая прокатная система разваливалась, а новой еще не было. Напечатать копию было проблематично… Я приезжал с премьерой в Казань, Дворец молодежи весь забит, и вдруг я увидел в первом ряду в курсантской форме Игоря Петухова – исполнителя главной роли. В парне звучали актерские «струны», но отец-генерал отправил его в танковое училище. Вытащил я Игоря на сцену, представил залу. Казанцы эту картину очень полюбили, от подростков шли такие письма удивительные...
Позже одноклассники Игоря тоже прислали письмо  – рассказали, что он погиб, покончил с собой. Может быть, оттого, что мечта поломалась… Если бы Игорь обратился ко мне, постарался бы что-то для него сделать, ну хотя бы поговорить с родителями...
– А вот еще одна лента «Нас венчали не в церкви»: она ведь тоже не только о прошлом?
– Считаю, что взгляд в прошлое помогает увидеть будущее. Удивительная история: когда я снял первую ленту, короткометражку «Ангел мой», которая получила много наград, позвонил Юлий Яковлевич Райзман, выдающийся мастер (тогда он возглавлял Третье творческое объединение «Мосфильма»). Предложил мне, дебютанту, поработать. У Юлия Яковлевича была традиция: в конце недели сотрудники собирались в его кабинете, пили чай, беседовали. И там мне предложили сценарий. Делая этот фильм, я, на свое счастье, познакомился с потрясающими людьми, сильно повлиявшими на мое мировоззрение.  Еще запомнилось сидение в крупном партийном архиве, куда не допускали «простых смертных». Там были собраны документы обо всех революционных движениях. Я держал в руках протокол допроса моего героя – Сергея Синегуба, перечень изъятых у него вещей...  Это был рискованный по тем временам шаг  – в картину о революции включить романсы. Но этой дорогой риска я прошел и обрел какую-то уверенность.
Полный метр снимать куда тяжелее, такая работа всегда стоит «большой крови». Теперь наша компания «Дебют» регулярно выпускает сериалы, которыми я горжусь. Но их знает только узкий круг, и это печально.
– Печальное зрелище – это сериалы, что у всех на виду… Ну разве можно поставить рядом как бы смешные стенограммы никчемной жизни каких-то, простите,  придурковатых семеек рядом с мудрой «Моей Пречистенкой»?
– Спасибо за теплые слова! Автором сценария была уже упомянутая супруга моя – Людмила Гладунко вместе с очень известным сценаристом Владиславом Романовым. Мы сделали 28 серий, показав историю целого века через образы нескольких семей, живущих в одном московском дворе... Столько звезд собралось! Тогда были совсем еще дебютантами Катя Климова, Аня Казючиц, Настя Савосина, Оля Ломоносова. Картина снята в рамках программы, утвержденной правительством Москвы. И теперь можно уверенно сказать, что спустя годы фильм не потерял актуальности, мы сумели поймать время. У сериала есть даже фан-клуб.
– Или сериал «Прорицатель Омар Хайям. Хроника легенды» – уникальная работа! Как вам удался съемочный процесс в Иране, не слишком-то открытом для иностранцев?
– Понимал, что еду в особую страну. А получил огромное удовольствие! Были и полет на воздушном шаре, когда нас могли сбить на границе, и пожар, «устроенный» нами в древней крепости, с риском сгореть самим и спалить памятник культурного наследия. Отделались расплавившейся камерой. Не забуду красоту Тегерана, чистоту улиц… Везде асфальт, везде, даже в самых далеких горных селениях, проведен газ. И еще один примечательный момент. Мы снимали «Хайяма» опять-таки вместе с Людой, а вы знаете, что в Иране все женщины ходят в хиджабах. Мы тоже должны были выполнять законы страны, в которой находимся, я считаю, что это нормально. Начались съемки, Люда решительно командует в мегафон, а многочисленные лошади, верблюды, всадники послушно движутся туда-сюда. За спиной Люды стоял исполнительный продюсер. Глядя на него, я всего ожидал: что нас из страны выгонят за такое попрание обычая, что материал отберут... А на другой день иранец приехал, улыбнулся и почтительно сказал, показывая на Люду: «Ханум – босс!» Заслужила признание как руководитель!
– Но это все телевизионный формат. А можно ли вскоре ждать работ для киноэкрана, после «Золотой рыбки», которая так полюбилась курянам с первого раза?
– В игровом кино я разочаровался. Этот фильм раз 15 удостаивался наград на различных фестивалях, но в то же время ни один прокатчик его не взял! Они-де не понимают, как его прокатывать! А ведь российское кино обязано разговаривать с детьми. Чтобы они знали, что такое живое слово… Думаю, что вы, смотря эту картину, задумаетесь о том, как глубоки человеческие отношения. Я никогда не увлекался внешними атрибутами, компьютерной графикой – в «Золотой рыбке» нет ни одного подобного кадра. На такое я зрителей не заманивал. По-моему, самая главная «приманка» – это интересный характер, живая судьба.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...