Человек, который построил город
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Человек, который построил город


8 апреля покидает свой пост глава города Николай Овчаров. С его уходом будет закрыта целая глава в истории Курска – 11 лет он стоял у руля непростого и копившего проблемы еще с советских времен городского хозяйства, принимая порой на себя и недовольство горожан, и претензии сверху. Но, как говорится, большое видится на расстоянии: за это время выросли новые микрорайоны,  появились детские сады, дороги...    
– Уважаемый Николай Иванович, в вашей жизни значительный период и по времени, и по масштабу деятельности связан с городом Курском. Когда я готовился к интервью, то, посчитав навскидку, понял, что вы практически построили целый город.
– Город Курск имеет тысячелетнюю историю. Его строили и продолжают строить миллионы людей. Каждое поколение просто вписывает свою страницу в его историю, вносит свою малую лепту в его развитие.
– Тем не менее в 2007 году население Курска составляло 405 тысяч человек, а сегодня почти 450 тысяч. 45 тысяч – это вполне население города. В Курчатове, например,  сегодня меньше 40 тысяч жителей. А главное – рост населения сопровождался ростом всей сопутствующей инфраструктуры.
– Да. Выросли целые микрорайоны: проспекты Клыкова, Победы, Плевицкой. К городу присоединили в 2104 году поселок Северный. Там теперь тоже вырос новый современный микрорайон вдоль проспекта Дериглазова.
– В свое время было словосочетание «болезни роста». Наверное, свои болезни роста были и у Курска в связи с увеличением площади города, с появлением новых застроенных территорий.
– Безусловно. В первую очередь эти территории  надо связать между собой в единое целое. Куряне хорошо знают, что у нас все маршруты традиционно идут через центр, а центральные улицы узки для того количества транспорта, которое сегодня есть у горожан.
Поэтому мы стремились создавать новые дороги, новые транспортные развязки, а дороги существующие расширять.
– Николай Иванович, вы можете перечислить основные созданные и реконструированные магистрали?
– Конечно, все сразу не вспомнить, но постараюсь назвать ключевые пути развития дорог в Курске за эти 11 лет. Первой крупной магистралью стала дорога Пучковка-Кавказская. С этим проектом я столкнулся по долгу службы еще в 1988 году. Тогда и в голову не могло прийти, что через 20 лет мне этот проект придется реализовывать на практике. Дорога связала северную часть города напрямую с Северо-западным микрорайоном, позволила открыть новую троллейбусную линию. Большой инфраструктурный проект – Кировский мост. Полосы разгрузились, в разы сократилось время проезда из центральный части города в завокзальную. Кстати, ту же задачу решили и «проколы» под железнодорожными путями, выводящие на улицу Чайковского.
Если говорить о Кировском мосте, то он не единственный, который был построен за эти годы. Был открыт второй мост над железнодорожными путями от Льговского поворота в сторону Магистральной улицы. Мост через Тускарь связал трассу ул. Дубровинского – «Метро» – улица Карла Маркса.
Пошли новые дороги на проспекты Дериглазова, Надежды Плевицкой. Там начало работ, которые будут продолжены. Проезд связал улицу Аэродромную и проспект Хрущёва.
Многие улицы были реконструированы, расширены улицы: 50 лет Октября, Кожевенная, Мирная, Ватутина, Октябрьская, Кирпичная, Орловская, Энгельса, Кулакова, Льговский поворот. Проспект Клыкова реконструирован до трех полос в каждую сторону. Новые транспортные развязки, разворотные кольца появились на улицах Магистральная и Энергетиков.
Сколько спорили о схеме одностороннего движения в центре!.. Но есть объективные показатели: на этих улицах сократились загазованность и число ДТП.
– Но, кроме дорог, людям надо обеспечить инфраструктуру для жизни, для работы.
– Да, люди обзаводятся семьями, растят детей или приезжают на новое место жительство туда, где созданы условия, где развита социальная инфраструктура. В 2008 году не только Курск, вся страна столкнулась с тем, что после 90-х годов страна начала возрождаться, стало рождаться все больше детей, а детские сады мы потеряли. Очередь в дошкольные учреждения 11 лет назад составляла около 10 тысяч детей, причем это в возрасте от 3 лет. За 11 лет был построен или восстановлен путем реконструкции 21 детский сад. Кроме того, появились дошкольные отделения в ряде школ, реконструировались помещения в действующих детских садах. Мы использовали все возможности, чтобы решить проблему мест в детских садах, и решили ее. Сегодня стоит задача обеспечить местами всех нуждающихся в возрасте от 1,5 до 3 лет. И эта работа близка к завершению.
– Детские сады – это только часть деятельности администрации города. Но и то мы видим, какой гигантский объем работы был проделан. За счет чего это удалось, если, по оценкам экспертов-экономистов,  мы за эти 11 лет вместе со страной, со всем миром пережили три экономических кризиса?
– Работы велась планово. Кроме того, работа велась всем миром, всем городом. Набирала опыт городская администрация,  получали большой опыт, воспитывались кадры среди строителей, дорожников. Появились организации, способные выполнить те или иные виды работ. Вспомните, в 2008 году все наши абитуриенты мечтали выучиться на юриста или экономиста. Сегодня заслуженный почет себе вернули строительные, инженерные специальности. Жизнь восстановила их значение и авторитет.
В 2009 году ряд курских активистов выдвинул предложение: давайте попросим у правительства 4 миллиарда рублей, построим 40 детских садов и закроем проблему. На первый взгляд – благородный порыв. А на деле? Представьте, что мы получили бы эти деньги. А было у нас в те годы достаточно организаций, чтобы развернуть такое масштабное строительство? Не было. Где бы мы их строили? На территории города. Но за последующие годы выросли новые микрорайоны. Напомню, Северный присоединили в 2014 году, в 2009-м  – о нем не было еще и речи. Значит, нам нужно было бы строить детские сады еще и еще, а построенные до этого здания остались бы незаполненными.
У города был план действий. Заметьте, не просто у администрации, у всего города. Свои планы сверяли вместе все: администрация, промышленники, дорожники и строители, работники сфер образования, здравоохранения, культуры, обслуживания, простые горожане.
Огромную поддержку мы получали и получаем во все большем объеме от регионального и федерального центра. Мы увязали свои программы с областными и федеральными, создав в июне 2018 года агломерацию с Курским районом. Сейчас огромная работа ведется по национальным проектам. Вот мы начали разговор с дорог, а теперь по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» нас ожидают еще большие преобразования в сфере улучшения дорожной инфраструктуры в городе.
Вот еще свежий пример значения участия в федеральных программах. Когда мы открывали детский сад №3 на проспекте Победы, то всю стоимость, более 100 миллионов рублей, оплатили из городского бюджета. Новый детский сад №19, открывшийся недавно на проспекте Дериглазова, стоит 215 миллионов рублей. Но городскому бюджету он обошелся в 10 миллионов 750 тысяч рублей. Остальные средства мы получили из областного и федерального бюджетов.
– Следующий за детским садом этап жизни человека – школа.
– Число учащихся курских школ за 10 лет выросло почти на 10 тысяч детей. Кроме того, сама жизнь предъявляла новые требования к процессу обучения. Начинали с малого – пристройка к зданию лицея №6, где у школы впервые появились полноценные спортивный и актовый залы. Затем был капитальный ремонт школы №17, четырехэтажная пристройка здания начальной школы в школе №5. Здание начальной школы на 400 мест получила гимназия №4.
И, конечно, главное – строительство новых школ. Детские сады   в Курске не строили 15 лет, школы – 20. Теперь для нас это нормальный рабочий процесс в жизни города.
– Здравоохранение не входит в сферу деятельности муниципалитета?
– На сегодня – нет. Но 10 лет назад городские больницы были в муниципальном ведении. Тогда построили в  городской клинической больнице №4 здание неврологического отделения. Пристройку для установки томографа. Начали строить новое здание поликлиники городской больницы № 1 имени Н.С. Короткова. Это строительство было удачно завершено. Были капитально отремонтированы больницы на улицах Республиканской, Хуторской, здание БСМП.
– Курск, наверное,  единственный город в Центральной России, сохранивший муниципальные кинотеатры.
– Здесь стоит вспомнить предысторию. ЗАО «Мир кино» арендовало наши основные кинотеатры, но в конце 2008 года   закрылось и перестало работать. Кино курянам не показывали, но все уже было подготовлено для приватизации объектов. Город мог не просто остаться без кинопроката, город мог потерять помещения. Через суд пришлось возвращать кинотеатры, затем проводить капитальный ремонт. Сегодня мы имеем 6 муниципальных кинотеатров, 4 из них показывают фильмы в 3D формате. Цены – социальные. До 300 тысяч зрителей в год.
В сфере культуры, кроме того, мы взяли курс на модернизацию отрасли. Библиотеки реконструируются и переводятся в модельные. Из 19 библиотек сегодня 12 модельных.
– Огромные изменения произошли в спортивной инфраструктуре.
– Людям надо создать условия для занятий физической культурой и спортом. За прошедшие 11 лет в городе появились крупные областные спортивные объекты: ледовый дворец «Арена», спортивно-концертный комплекс, фехтовальный центр. Но за это же время появилось 29 многофункциональных спортивных площадок на территориях школ и других организаций. Два межшкольных стадиона и футбольное поле с искусственным покрытием у ДЮСШ №4. Открыт физкультурно-оздоровительный комплекс.
В 2008 году, до открытия «Арены», в Курске негде было зимой покататься на льду. Не было бассейнов. Этой зимой на территории города действовали 15 крупных катков, более половины из них – муниципальные. 5 катков с искусственным льдом, 4   – крытых. Четверть века спустя возродили хоккейный турнир среди школьных команд. Только за время зимних каникул катки посетило более 25 тысяч человек.
Восстановили все бассейны в школах и детских садах. Вот мы сегодня разговариваем, а в это время проходит Кубок «Дельфина» по плаванию среди воспитанников детских садов. Десять лет назад об этом можно было только мечтать.
– Сегодня много говорится о программе благоустройства общественных и дворовых территорий.
– Работы по благоустройству дворов велись все 11 лет, в рамках различных программ. Так или иначе было благоустроено почти 800 дворовых территорий. Установлено  413 детских игровых площадок.
Да и скверы мы стали благоустраивать задолго до появления федеральной программы. Вспомните, сквер на улице Студенческой, Свиридовский сквер, бульвар по проспекту Победы. Сквер на проспекте Кулакова не просто благоустроили, но и поставили памятник Петру и Февронии напротив отдела ЗАГС Сеймского округа – как символ любви и верности в назидание молодоженам.
– Город растет. Люди покупают новое жилье. А если в жилье они нуждаются, но средств не хватает?
– И здесь работают различные программы. 742 свидетельства о праве на выплату на приобретение жилья молодым семьям выдано по программе «Обеспечение жильем молодых семей». За счет бюджетных средств мы расселили 160 аварийных домов. 1015 семей, 2935 человек получили новое жилье. 759 земельных участков выделено многодетным семьям для создания семейных усадеб.
– Николай Иванович, слова благодарности за ваш труд на благо Курска уже сказали депутаты Курского городского собрания, общественники,   куряне. Что вы хотели бы сказать им?
– Все перечисленное было невозможно сделать без совместной работы. Хочется перечислить многих из тех, кто был рядом в эти годы, работал бок о бок. Но, назвав одних, боюсь забыть и обидеть других. Спасибо вам всем, мои друзья и соратники, всем, кто любит Курск, печется о его будущем. Надежной опорой все эти годы мне была семья, радовали внуки. А еще я думаю о том, что теперь   буду радоваться снегу.
Никита Темиркаев.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...