Шли бои на Белом море
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Шли бои на Белом море


В этом году ветеран Великой Отечественной войны Алексей Волков отметил 93-летие. Бравый моряк Северного флота, орденоносец не сдается старости. Незадолго до праздника Победы, он поделился фронтовыми воспоминаниями с корреспондентом «ГИ».    
Начало войны
15-летний Алексей Волков в июне 1941 года после окончания первого курса Рыльского педучилища приехал в родную деревню Кольтичеево на каникулы.  Он был старшим из троих детей в семье. С прошлого года, когда под Ленинградом в боях с белофинами погиб отец, в доме Волковых поселилось горе. Похоронку принесли накануне выпускных экзаменов в семилетке. Разрывающие сердце рыдания матери и бабушки: «На кого же ты, Ванюша, сиротиночек оставил?» Алексей пронесет через всю жизнь.
Воспоминания ветерана о начале Великой Отечественной войны не так болезненны. Парень шел на рыбалку. Сейм тогда был судоходный, в половодье разливался на 3 километра в ширину. На реке стояли колхозные мельницы, и к ним со всей округи крестьяне везли на телегах зерно. Речь Молотова люди услышали по радиоприемнику, что работал на батарейках, и, как говорит Алексей Иванович, «волнение началось невообразимое».
В первые недели войны мужчины ушли на фронт. Парни, не достигшие призывного возраста, и школьники постарше на все лето переселись в шалаши.  Вместе с ребятами Алексей возводил оборонительные сооружения: рыл вокруг Рыльска противотанковые рвы, строил аэродромное поле.

Оккупация
5 октября 1941 года немцы захватили старинный курский город. На следующий  день жители Кольтичеево наблюдали, как по деревне проехало несколько машин с войсками. К счастью, для дислокации фашисты выбрали соседнее Осмолово, где находилась семилетняя школа.
Однажды на одной из мельниц появились бойцы 13-й армии Брянского фронта, чтобы пополнить продовольственные запасы мукой и крупой. Прослышав о нежданных визитерах, несколько жителей деревни прибежали к мельнице узнать, где наши войска, держится ли Москва? Не дремал и враг, но карательный отряд, отправленный вслед красноармейцам, вернулся ни с чем.
Зимой 1942-1943 годов был сформирован Рыльский партизанский отряд имени Фрунзе, который возглавил Иван Дроздов, бывший директор мельницы, а в последние два мирные года – председатель райисполкома. В отряд из окрестных деревень потянулись ребята 1922-23 годов рождения, которые не успели эвакуироваться, и  вышедшие из окружения солдаты.
Немцы занимали оборону по крутому правому берегу Сейма. Из-за перегруженности железной дороги маршалу Рокоссовскому не удалось  перевезти все войска на планируемые позиции. Советские силы были рассредоточены по линии обороны. 28 февраля 1943 года партизаны разбили немецкую фронтовую роту в Кольтичеево и вместе со взводом бойцов Красной армии из 248-й отдельной курсантской бригады держали оборону около недели. 5 марта 1943 года фашисты с нескольких сторон начали штурм деревни, и бойцы с партизанами отступили в село Капыстичи, где находились советские войска. К ним присоединились сельские подростки, в числе которых был Алексей Волков с младшим братом Колей. Мама, бабушка и сестра остались в Кольтичеево и долгое время ничего не знали о судьбе детей. Алексею к тому времени исполнилось 17 лет, Коле – 13.
Перед началом Курской битвы  из деревень, прилегающих к месту сражения, эвакуировали женщин с детьми. Когда советские войска штурмовали Рыльск, женщины семьи Волковых находились в семи километрах от города. Бабушка потом рассказывала Алексею: «Перед артналетом Таисия (его мама) с Ниночкой на коленях сидела под орешником.  Когда бомбить перестали, смотрю – во дворе лежат шестеро убитых: сваты, двоюродные братья, тетка из Москвы. А матери твоей нигде нет. Орешника тоже нет. Вижу –  нога торчит из-под земли. Откопала Таю, а потом и Нину. Мама сильно была контужена, слух вернулся к ней на третьи сутки, а девочка как ни в чем ни бывало. При артобстреле мама прикрывала ее своим телом».

Призывник
Вся власть – вонкомат и райисполком – освобожденного от немцев левобережья Рыльского района находилась в селе Ивановское. В апреле 1943-го, перед тем как получить повестку, Алексей Волков успел три дня проработать в наркомате заготовок для нужд армии.
– Военкомат велел призывникам взять пропитание на 10 дней дороги, а откуда я возьму? – вспоминает ветеран. – Зашел проститься к Ивану Дроздову, другу моего отца. Он уже не руководил партизанским отрядом, а возглавлял райисполком. Иван Алексеевич выписал мне две буханки хлеба, 300 граммов сливочного масла и ботинки на деревянной подошве.
Железная дорога на Курск и Москву была разрушена. Над узкоколейкой, ведущей в Воронеж,  постоянно «висели» немецкие самолеты. По этой дороге перебазировались войска трех фронтов – Воронежского, Центрального и Степного. Призывникам пришлось идти пешком около 500 километров. Алексей шел босым, неудобная обувь стерла ноги в первый же день и была выброшена.
– На ночь нас распределяли по деревенским хатам. Спали мы на полу, на соломе, и обзавелись несметным числом насекомых. Перед отправкой в  Поволжский военный округ призывникам устроили санобработку: пропустили через полевую душевую, прожарили одежду. Никогда я так сладко не спал, как в ту ночь в товарном вагоне, – вспоминает ветеран.

Учебка
Испытания новобранцев на прочность продолжились на левом берегу Волги, в 95-м запасном стрелковом полку, где они проходили трехмесячное обучение. Ребят переодели в обмундирование, снятое с убитых и раненых. Алексей  осваивал навыки ротного минометчика в шинели с запекшейся кровью и пулевым отверстием в области сердца. Сержанты  муштровали молодых до изнеможения. Новобранцы голодали. Продукты отпускались им по норме пленных. В столовой и землянках была жуткая антисанитария, и перед самой отправкой на фронт Алексей заболел сыпным тифом.
В госпитале в Чебоксарах он, уже выздоравливающий, попросился в учебный отряд Северного флота. На изможденного, шатающегося от слабости бойца комиссия посмотрела с сомнением, однако решила:  «Ничего, поправится на флотских харчах».

Служба на флоте
В  августе 1943 года будущие моряки прибыли на Соловецкие острова. Здесь до мая 1944-го Алексей Волков обучался в объединенной школе учебного отряда Северного флота. Начинал службу в 79-м аварийно-спасательном отряде Беломорской военной флотилии «химистом». В его обязанности входило во время артиллерийского боя  прикрывать сопровождаемые суда задымлением, а также заряжать 37-миллиметровую пушку,  находившуюся рядом с дымовой аппаратурой. Затем Алексей был переведен на минный заградитель 3М-93 «ЮШАР». Этот корабль брал на борт до 120 морских мин, ставил минные заграждения, участвовал в обороне морских коммуникаций и арктических конвоях.
– Зоной нашей деятельности было не только Белое море, но и южная часть Баренцева, Карское море, архипелаг Новая Земля, остров Колгуев. На Северный флот выпали большие нагрузки по ленд-лизовским поставкам. Мы охраняли морские караваны с грузами, а немцы всеми силами пытались их уничтожить. Была опасность атаки со стороны немецких подлодок,  подстерегали мины, с неба угрожали вражеские самолеты. Много наших судов затонуло за время войны, одних подводных лодок погибло более двух десятков, – вспоминает ветеран.
Весть о победе морякам Северного флота привезли английские караваны на несколько дней раньше официального объявления. В июне 1945 года Алексей Волков был переведен в резерв и направлен на береговую базу 8-го отдельного  дивизиона торпедных катеров. В августе 1945-го курянин получил назначение на малый боевой корабль, предназначенный для поиска подводных лодок. Через пять лет, в январе 1950-го, был уволен в запас по состоянию здоровья.

Мирная жизнь
Приехав в Курск, Волков устроился в городской комитет общества ДОСФЛОТ, работал в военно-морском клубе. Работу совмещал с обучением: окончил вечернюю школу, электромеханический техникум, Всесоюзный заочный политехнический институт в Москве. Занимал инженерные должности на электроаппаратном заводе, в НИИ Министерства обороны СССР.  Ветеран активно участвует в общественной работе: в 1995 году возглавил Курский совет ветеранов ВМФ, последние девять лет является членом городского совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов.
Алексей Иванович имеет боевые награды: орден Отечественной войны II степени, медали «За оборону советского Заполярья» и «За победу над Германией».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...