Часовщик, поверните время!
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Часовщик, поверните время!


Приятное открытие преподнес совместный просмотр с дочкой замечательного (хотя и, увы, малоизвестного) детского фильма 1959 года «Снежная сказка». Трагикомичный Леонов, очаровательно-демоничная Лучко, «свой в доску» Пуговкин… Так-так, но кто сыграл почтенного часовщика? А это, оказывается, земляк, более того, на носу 125-летие со дня рождения народного артиста Николая Сергеева!    
Впрочем, как поведал корреспонденту «ГИ» директор Курского областного кинофонда Андрей Немиров, кинофикаторам края эта деталь биографии замечательного актера давно известна, как и другие этапы его яркой и своеобразной творческой жизни. И все же в преддверии юбилея о курянине, давшем на долгие-долгие годы (если не на века) жизнь десяткам экранных героев, – от Феофана Грека до Сергия Радонежского, стоит с благодарностью вспомнить вновь.
Неслучайно в череде персонажей первыми вспоминаются великий иконописец (между прочим, в шедевральном «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского) и величайший подвижник духа. Мама будущего исполнителя, Зинаида Флоринская, судя по фамилии, происходила из духовного сословия. А ее муж, Василий Сергеев, был присяжным поверенным, то есть адвокатом, заработав своим непростым ремеслом на имение в Озёрках Щигровского уезда, на берегу речки Рать. Ныне там, в деревушке на территории Озерского сельсовета, проживает всего-то около двух десятков человек, рядом работает плодосовхоз.
Вскоре после рождения мальчика в 1894 году Сергеевы переехали в Первопрестольную, где работы для главы семейства было несравненно больше, да и образование детям (у Коли были сестры) можно было дать не в пример более качественное. Так что, пожалуй, не стоило бы причислять Николая Васильевича к курянам, если бы не удивительное продолжение его щигровского периода. В переломном для страны 1919-м, сто лет назад, в разгар ожесточенных боев за Курскую губернию между красными, белыми и прочими, юный студент физико-математического факультета Московского университета вдруг ушел воевать добровольцем за власть Советов! И служить одаренному молодому человеку (в гимназическую пору он играл в драмкружке, выступая в госпиталях, на фабриках, заводах, в казармах) пришлось в караульной роте, стоявшей как раз в Щиграх! Затем, очевидно, разглядев в бойце дарование, его назначили секретарем гарнизонного клуба, а с 1920 года он имел успех в постановках  театра уездного отдела народного образования. Недаром, едва демобилизовавшись, красноармеец продолжил образование не в престижной альма матер, а в едва зарождавшемся ГИТИСе (Государственном институте театрального искусства), точнее, даже еще пока техникуме. Для заработка трудился агентом на Московско-Курско-Воронежской железной дороге, пролегающей в том числе по родному уезду, и даже в… музее наглядных пособий при столичном Союзе художников. Новоиспеченного выпускника отнюдь не «рвали на части» МХАТ, Малый и, например, Вахтанговский театры; видно, просто еще не пришло время для наиболее полного раскрытия неординарной актерской личности. Вплоть до 1932 года его удел – различные клубы на грани самодеятельности, но вот Николая Сергеева пригласил в Театр ВЦСПС один из сильнейших режиссеров той эпохи Алексей Дикий. И пусть сотрудничество мастеров – опытного и более молодого  – продлилось всего около четырех лет (после чего Дикого арестовали, а театр закрыли), о курянине заговорили как о сложившемся профессионале.
Печальная участь наставника (у Дикого, отбывающего срок, свобода, неожиданная роль Сталина и Сталинские премии были еще ой как впереди) не сказалась на биографии Сергеева. Центральный театр Красной Армии, 1-й фронтовой театр ВТО, снова ЦАТСА – актер перевоплощался то в матроса в «Разломе», то в казака в «Первой конной», а то в персонажей Островского и даже Шекспира. И вдруг в 1954 году, когда Николаю Васильевичу исполнилось шестьдесят, состоялся… его впечатляющий дебют на большом экране! Не правда ли, явление уникальное не только для отечественного кино?! Картина «Большая семья» режиссера Иосифа Хейфица, неожиданно преобразившая нравоучительный роман «литературного генерала» Всеволода Кочетова, прогремела не только в Союзе (ее посмотрели 26 миллионов зрителей), но и на главном фестивале планеты в Каннах! А «мастер Басманов», для которого эта кинороль была всего-то третьей, удостоился награды международного жюри  вместе с Борисом Андреевым, Алексеем Баталовым, Николаем Гриценко, Павлом Кадочниковым, Сергеем Лукьяновым, Ией Арепиной, Еленой Добронравовой, Екатериной Савиновой и еще несколькими любимцами публики (номинация «За лучший актерский состав»).
На другой же год – снова шедевр, чье название, по совпадению, созвучно с предыдущим: «Чужая родня» (по повести Владимира Тендрякова о коллективизации, режиссер Михаил Швейцер). И пусть создатели симпатизируют положительным героям-комсомольцам Николая Рыбникова и Нонны Мордюковой, зато кулак Силантий Ряшкин в исполнении Сергеева вышел едва ли не более живым и запоминающимся. Затем (в стране разгоралась небывалая «оттепель») тот же авторский дуэт Тендряков и Швейцер явили работу куда более правдивую и проблемную, фильм «Тугой узел». Но как раз из-за остроты поднятых проблем картину чиновники от искусства велели варварски перемонтировать и пустить в прокат под нелепым «псевдонимом» «Саша вступает в жизнь». Так советские зрители познакомились с юным Олегом Табаковым, – он и играл того самого Сашу. Но даже на фоне харизматичной восходящей звезды запомнился и Сашин благодетель, совестливый председатель колхоза Игнат Гмызин. Он не только предпочитает измокнуть под холодным дождем, лишь бы уберечь партбилет; столь же заботлив он и к людям. Маститый Швейцер пригласил курянина и в очередной проект – историко-революционную картину «Мичман Панин», где из-за симпатии к Николаю Васильевичу сделал его персонаж, старого капитана, полным тезкой исполнителя. Напомним, актеру было давно за шестьдесят, но карьера шла по восходящей! «Сережа», «Воскресение», «Девять дней одного года», «Живые и мертвые», «Золотой теленок» (герой Сергеева – печальная фигура в море смеха, старик-ребусник Синицкий)  – без этих творений немыслима история советского кино. Наконец, уже упомянутый «Андрей Рублев», прогремевший на весь мир в том числе и благодаря дарованию курянина. Уже на восьмом, на девятом десятке жизни Николая Сергеева снимали Александр Алов и Владимир Наумов, Евгений Карелов, Владимир Басов, Глеб Панфилов, Александр Митта, Яков Сегель – постановщики первого ряда. Удивительно, где почтенный ветеран брал силы для изматывающих съемок?..
Всю жизнь Николай Васильевич прожил с одной любимой женщиной – актрисой Ольгой Долговой. Вот только детей у них не было… Помните кусочек нашего мультяшного детства –  «Мальчик-с-пальчик», старика со старухой, делящих лепешки за скудной трапезой: «Это тебе, это мне… Это тебе, это мне…» (Трогательного дедушку озвучил Сергеев, как и старца в «Детстве Ратибора».) Вот только в жизни, в отличие от мультика, супруги так и не услышали задорный детский голосок: «А мне?!». Чета заботилась о племяннице (с благодарностью вспоминавшей духовных родителей), увлеченно выращивала дивные розы на небольшом садово-огородном участке.
Когда патриарху экрана исполнилось 80 лет, к нему приехал с поздравлением младший коллега Алексей Баталов. В памяти кумира миллионов курянин остался как человек глубоко образованный, сведущий в истории и даже археологии. Этот визит был, увы, исключением, в следующий раз о Николае Васильевиче вспомнили лишь в 1979-м, отметив на 85-летие орденом Трудового Красного Знамени. Но лучший подарок он сделал себе сам, озвучив в мультфильме «Лебеди Непрядвы» преподобного Сергия Радонежского! И это в официозной атмосфере многолетнего атеизма, а то и неприкрытого безбожия! Правда, повод вывести православного святого героем советской мультипликации представился неоспоримый – 300-летие Куликовской битвы.
Николай Сергеев ушел из жизни в весьма преклонном возрасте, в 1988 году. А в 2001-м подвижник кино Леонид Филатов посвятил курянину 71-й выпуск уникальной телепередачи «Чтобы помнили». Будем же и мы следовать этому призыву!
Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...