Крест деревянный иль чугунный нас ждет уже в туманной мгле
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Крест деревянный иль чугунный нас ждет уже в туманной мгле


Любой старый город стоит на древних костях. И чем ближе к историческому центру, тем больше забытых захоронений, которые время от времени  выходят на свет, как правило – неожиданно.    
В центре Красной площади (в свое время она называлась Торгом) стояли два храма, которые гораздо старше  запретов на захоронения в черте города. На северо-западе площади – Фроловский храм, на западной кромке – Николаевский, его так и величали: «что на Торгу», чтобы не перепутать с другими Николаевскими. Совсем рядом с площадью располагались Знаменский и Свято-Троицкий монастыри, рукой подать и до Ильинского храма. И около каждой из этих церквей было свое кладбище, ныне забытое, стертое временем. Но никто и никогда не перезахоранивал тех, кто там погребен,  даже если речь шла о строительстве над ними новых зданий или о коренной перепланировке крупных городских площадок, как это случилось после 1782 года.
Как хоронили павших защитников курской крепости во время многочисленных осад? Да и мирного населения там скрывалось немало. Ни в «описи» крепости середины ХVII века, и уж тем более в плане-рисунке 1722 года о кладбище ни слова. Но вот несколько лет назад совсем рядом с главным входом в Дом офицеров (так это здание величали тогда) нашли захоронение, выполненное  по всем православным канонам. Оно было на исторической территории курского острога, как раз рядом с крепостной стеной. Можно лишь предположить, что это краешек крепостного кладбища, остальная часть которого попала под фундамент здания Дворянского собрания еще в ХIХ веке.
Когда в начале 1930-х начали строить «шестерку» – дом №6 на Красной площади,  столкнулись с большим количеством человеческих останков. По всей вероятности именно здесь располагалось приходское кладбище Николаевского храма. Было не принято громогласно заявлять о таких находках, поэтому воспоминания об этом факте сохранились лишь в устных рассказах очевидцев. Аналогичные артефакты имели место при строительстве жилого дома на углу улиц Радищева и Марата – на месте подворья  Фроловского храма. Когда строили Воскресенский храм (1875 год), на территории Знаменского монастыря также столкнулись с человеческими костями, о чем, впрочем, и в те времена писали мало – речь все-таки шла о строительстве нового храма, место расположения которого не должно  быть чем-то омрачено. Следы очень давних захоронений проявились на этом месте и в процессе недавних археологических раскопок по периметру храма.
Может сегодня хоть кто-то точно указать места кладбищ, скажем, при Пятницкой церкви на Красной площади? В истории Курска был единственный случай, когда  на месте старинного погоста провели профессиональные поисковые работы – на подворье Свято-Троицкого монастыря на улице Горького.
Пару лет назад на склоне от улицы Сонина в сторону Нижней Набережной черные копатели нашли несколько старинных захоронений. Откуда они там – Бог весть. В старинных хрониках где-то окрест упоминается  духовное училище. Стало быть – церквушка или часовенка. Потом когда вдоль склона проводились планировочные работы – строилась технологическая дорога к месту строительства ТЭС, захоронения эти оказались на поверхности.
И еще. В девяностые годы при реконструкции подвалов Ильинского храма были  обнаружены человеческие останки. По сути – целый костеносный слой. Понятное дело, никто профессионально этими черепами не занимался, но сразу появилась версия – это следы террора 1937 года. Впрочем, есть основания отнести эти кости аж в начало ХVII века. В 1612 году польские войска вошли на посад именно со стороны Божедомского монастыря, проявив к «насельникам» невероятную жестокость.
Невольно вспоминается стихотворение Александра Пушкина, которое начинается четверостишьем:
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Что-то коренным образом изменилось в душах россиян с 1830 года или великий поэт судил лишь по себе? Но как-то не укладывается это стихотворение в нынешнюю действительность с Никитским и Херсонским кладбищами…
А как бы Александр Сергеевич писал на эту тему, если революция, Гражданская война, разрушение храмов и Вторая мировая пришлись бы на его судьбу?
И все же в самый раз вспомнить надпись на надгробном камне Фрэнка Синатры, которую он выбрал заранее из строк своих песен: «Все лучшее — впереди»… Будем надеяться, что в том числе и наше с вами отношение к курской старине.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...