Куда вели ямские дороги?
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Понятное дело, дороги эти, как и положено, вели к храму…    
Первое упоминание о храме Введения Пречистой Богородицы с приделом святых мучеников Флора и Лавра в Ямской слободе относится к 1628 году. В то время слобода называлась Ерской (от тюркского слова «ерик» – небольшой ручей, которых здесь было много), и только после 1629-го стала называться Емской или Ямской. В 1647 году Введенская церковь была «разорена от крымских людей, поп взят в полон и приходских людей никого нет», – так писали в курских хрониках того времени.
В том же году по патриаршему указу церковь была исключена из приходских окладных книг Курской десятины.
Современное здание храма построено в 1761-м. Новую церковь возвели повыше от прежней (та когда-то стояла ближе к нынешнему зданию полиции), так как на старом месте было топко. Новый храм возвели в центре пригородной Ямской слободы. В 1872 году перестроили каменную колокольню. Каждый год во время крестного хода из Коренной пустыни в Знаменский собор чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная в ночь с 12 на 13 сентября оставалась в Введенской церкви.
В августе 1939-го храм был закрыт. Колокольню вскоре разобрали. Внутри разместился рынок. В алтаре находился хлебный магазин. Была разрушена ограда, церковь лишилась внутреннего убранства, иконостасов, росписей, икон, богослужебной утвари. Из окон были вырваны старинные художественные решетки… Богослужения возобновились  в конце 1941 года и с этого времени больше не прекращались.
Утраченную колокольню возвели в 2007-м по новому проекту архитектора Елены Холодовой, так как в архивах не сохранилось фотографий, сделанных до сноса старой колокольни.
К слову, в свое время на средства «ямщиков» рядом с Введенской церковью установили бронзовый памятник Александру II.  Это был первый и на долгое время единственный памятник государственному деятелю, установленный в Курске на площади. Позднее, уже при советской власти (после 1930 года), на месте бронзового императора собирались установить памятник Маяковскому, о чем писали курские газеты. Они же толковали, что неплохо бы снести и сам храм – для полноты решения. Но как-то обошлось…
После освобождения Курска, 8 февраля 1943 года, Введенская церковь продолжала работать, в ее подвалах во время бомбежек укрывались горожане. В дальнейшем церковь помогала подшефным курским госпиталям и раненым взносами и пожертвованиями. Кроме того, собранные прихожанами Введенской церкви средства передавались и на постройку самолетов, танков, на оборудование для госпиталя.
Каких-либо изображений старой Введенской церкви не сохранилось. Но есть описание, по которому архитектор, художник и историк Михаил Хилюк в свое время восстановил ее внешний вид. Тем более что культовые деревянные здания в те времена не отличались особым разнообразием.
Но вернемся к названию. Все ямские дороги, как и положено, вели к храму. В нашем случае – к Введенскому, где бы он ни стоял во времена оны, деревянный или каменный. Бытовала в России поговорка и не только в Курске: «Гони, кургузка (короткохвостая лошадь), недалече до Курска, семь верст проехали, семьсот осталось».
Использована информация из материалов Юрия Озерова.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...