Сквозь битвы и ненастья...
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Сквозь битвы и ненастья...


С началом Великой Отечественной войны из-за нехватки бумаги с августа 1941 года был прекращен выход 20 центральных газет и 179 журналов.    
Стандартным почтовым отправлением из действующей армии становится письмо-«треугольник», по-особому свернутый обычный лист бумаги, не требующий марки.
А еще в таких условиях незаменимой становится карточка-открытка. Из-за отсутствия на многих из них официальных данных, установить год выпуска, тираж, наименование издательства и авторство художника трудно. Начиная с 1943-го оформление меняется и открытка становится двухсторонней. На лицевой стороне теперь иллюстрация, а надписи «Воинское» и «Смерть немецким оккупантам!» перемещаются на обратную сторону и располагаются над адресной строкой.
В форме открыток распространялись карикатуры Кукрыниксов, Бориса Ефимова, художника-мультипликатора Юрия Ганфа, стихи и сюжеты некоторых открыток принадлежали Маршаку.
«Воинское письмо». Такая почтовая карточка предназначалась для отправки из воинских частей в тыл. С 1941 года – это, как правило, односторонняя открытка, напечатанная в один или два цвета на плотной неотбеленной бумаге, марка отсутствует. На лицевой стороне надписи «Воинское» и лозунг «Смерть немецким оккупантам!». В графе «Адрес отправителя» присутствует строка «Полевая почта».
Стандартная открытка. Их издательство возобновляется только в 1943-м году, это стандартная маркированная почтовая карточка с иллюстрацией. Первой серией выходят открытки, посвященные 25-летию Красной армии, чуть позже выходит серия «Герои Советского Союза».
«Секретка». Так называлось письмо – складывающийся вдвое лист бумаги, иногда с перфорированной кромкой, по которой секретка склеивалась и посылалась без конверта и без марки.
Открытка-плакат.  Открытки создавались по лучшим военным плакатам того времени. Известны серии открыток по плакатам «Боевого карандаша» и «Окна ТАСС».
И конечно же, письменное общение между собой фронта и тыла было бы невозможно без четкой работы легендарной полевой почты. Ее организационные основы в СССР были заложены еще в  1939 году, когда  в Главном управлении связи Красной армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов созданы соответствующие отделы. Непосредственно в частях созданы почтовые полевые станции (ППС), которые гасили корреспонденцию почтовыми штемпелями с текстом «СССР Полевая почта №…». В посылаемых на фронт почтовых отправлениях указывались номер ППС, действительный номер и наименование части. Отправляемые из частей действующей армии письма поступали на военно-почтовые сортировочные пункты, где также имелись собственные почтовые штемпели, которые иногда встречаются на письмах. Почтовые полевые станции впоследствии заменили военно-почтовые станции (ВПС). При этом всем дивизиям и отдельным танковым бригадам были присвоены индивидуальные номера полевых почт, в адрес которых корреспонденция направлялась в случае начала военных действий.
Во время Великой Отечественной войны с помощью военно-полевой почты ежемесячно только в действующую Красную армию доставлялось до 70 миллионов писем.
Типичный пример номера военно-полевой почты в сентябре 1941 года – 950/120, что означало – 950-я полевая почтовая станция, принадлежащая 290-й стрелковой дивизии.
Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей и их вооружении. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались черной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
Наверное, у каждого советского человека, на чью судьбу выпала война, были свои фронтовые письма. Недаром же полевая почта тепло упоминается во многих песнях и стихах того времени.

В селе далеком плачет мать
от счастья,
Узнав, что сын здоровый и живой.
Ей эту весть, сквозь битвы
и ненастья,
Приносит треугольник полевой.

Помню пачку отцовских писем с фронта и из госпиталя, которые бабушка в деревне хранила за иконой. Настоящий интерес к ним возник у меня много позже, но к тому времени пыльные треугольнички куда-то пропали…
В истории полевой почты особой строкой – поздравительные открытки по случаю Нового года. Надо сказать, что это календарное событие в СССР начали   воспринимать как праздник с декабря 1936 года, и отправной точкой стала статья  Павла Постышева в газете «Правда», вышедшая под названием «Давайте устроим детям хорошую Новогоднюю елку…». В 1937-м в большинстве школ дети встречали Новый год уже под елкой, в 1938-м вновь появляется персонаж Дед Мороз, несколько позднее – Снегурочка.
В довоенные годы к этому празднику (без прежних ограничений) привыкли, появились первые советские елочные игрушки. Однако поздравительные открытки впервые были изданы ограниченным тиражом лишь к Новому 1942 году…
Культура посылать друг другу поздравления на Новый год прочно вошла в жизнь советских людей. Помню, как родители перед праздником отправляли меня на почту за десятками поздравительных карточек, и потом мы всей семьей сидели и сочиняли послания нашим близким. Не только на Новый год – на 1 Мая и 7 ноября тоже. Но Новый год, теплый и волшебный, к тому же лишенный политической окраски, привлекал особо.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...