И необычная зима хороша!
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
И необычная зима хороша!


Нынешняя зимушка-зима не очень-то радует нас ни белоснежным покрывалом, окутывающим землю, ни ядреным морозцем. Угнетают граждан постоянно серое небо, слякоть под ногами, «качели» атмосферного давления и температуры, нерадостный пейзаж за окном. Однако, являясь старым «зимоведом» и «зимолюбом», хочу внести оптимистическую нотку в серость бытия.
Начну с того, что зимы повидал разные, так что есть с чем сравнивать. Повидал, к примеру, зимы атлантические, где климат резко континентальный, и зима наступает не постепенно, как у нас, а сразу и надолго. Морозный воздух настолько сух, что ухо, например, замерзает сразу – как будто за него кто-то схватил, а не постепенно, с пощипыванием.
Понюхал я и магаданскую зимушку близ портпункта Ола. Мороз был около 40 градусов, воздух и небо – просто хрустальные, звезды, казалось, звенели на распахнутом небесном куполе. Красота неописуемая! Ну а мы... Мы грузили на борт 80-килограммовые бочки с соленой рыбой. Было даже жарковато!
Или – другой контраст. Атлантика, Гвинейский залив, республика Кот-д’ Ивуар – Берег Слоновой Кости по-старому. На календаре январь. На улице +40, босиком можно пройти только по полосе прибоя, на сухом песке чувствуешь себя как уж на сковородке. А так – возлежишь по горло в воде и длинная, нежная волна Атлантического океана гладит  уставшее после ночной вахты тело. Лениво думаешь о том, что дома сейчас зима, снег, елка...
Впрочем, таких зим было немало, однако хочу вернуться в нашу нынешнюю, почти бесснежную и безморозную. Начну с того, что несмотря на катастрофическую нехватку снега в некоторых местах он все же есть. В лесу, например. Да-да, ведь температура там на пару градусов ниже, чем в городе, ибо нет  техногенных факторов – машин, домов и прочего. Мне даже удалось проложить лыжню и после недавнего  снегопада покататься там аж несколько дней подряд! Конечно, нынешний Халинский лес – это не лес моего детства полувековой давности. Но вот – следы на снегу!..
Цепочка изящных следочков, немного похожих на собачьи, но поуже. Да и не бегает так собака, у нее следы влево-вправо, а здесь один за одним, как у манекенщицы. Точно – Лиса Патрикеевна! А вот и другая – мелкая следовая цепочка – мышка бежала. Охотилась, стало быть, рыжая... Ну и какой же лес без птиц! Скачут себе синички, долбит дерево дятел в красной шапочке, а над всем этим летают вороны. Хочу заметить, что ворон – это не муж вороны, а совсем другая птица. Вороны – птицы городские, а ворона вы в городе не встретите. Он в лесу, в поле обитает.
Отдельно хочу сказать про дары леса. В начале зимы было достаточно много ягод. Это и боярышник, и терн, который после морозов стал необычайно вкусен. Но увы, перепады температур для ягод губительны, теперь их уже нет. В морозную же зиму горсточкой ягод мог всегда подкрепиться лыжник – и так до самой весны. А что это там – на стволе засохшей осины? Ба! Зимние опята! А вот – на обломке дуба – целая гирлянда вешенок! Ну спасибо, милый лес, уважил.
А еще бывает здорово смотреть, как взлетают и садятся наши краснозвездные «ястребки» – если разгорится над аэродромом учебный воздушный бой, просто дух захватывает от этого зрелища! И, хотя к зиме это напрямую не относится, является замечательным продолжением лесной прогулки.
Однако загулялись мы по лесу. Айда на речку, друзья! Помните, у классика:

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета...

В эту зиму все не так. Конечно, лед на реке есть – это и береговый припай, и ледяные поля в широких листах русла, где течение ослабевает. Само собою, лед тоненький, может выдержать разве что воробья. А вот с рыбацкой привады, в бутылочно-зеленой воде, можно разглядеть и стайки рыбьей мелочи, и колеблемые водой водоросли, а если повезет,  найти ответ на извечный вопрос: где раки зимуют. И поверхность реки не пустует тоже – вот из зарослей камыша выплывает небольшая эскадра. Во главе селезень с изумрудно-зеленой головой и шеей, с «шевронами» на крыльях – прямо адмирал!
В кильватере за ним – четыре утицы серо-коричневого цвета. Не знаю, как они называются, но очень крупные, не меньше домашних. А по березовым кустам трещат вездесущие сороки, так что унылой и безжизненной речку назвать нельзя.
Так, а это еще что?! Свежие щепки на берегу, две огромные сухие осины, почти у самой воды, стоят подрубленные. Подхожу ближе и вижу, что деревья не подрублены, а... подгрызены! Потрудились братцы-бобры, видимо, ночью, ребята они не публичные. Причем бобровая работа ведется в непосредственной близости от того подвесного мостика в Поповку, о котором я писал осенью... То есть если эти деревья упадут правильно (а они так и упадут, ибо бобры свое дело знают), будет готов новый, надежный мост через реку, поскольку тот, висячий, так и находится в плачевном состоянии. Вспоминается старая  рубрика: «Газета выступила – что сделано». Видимо, даже бобры читают и любят «ГИ».
Однако пока, чтобы попить водички из родника на том берегу, пользуюсь старым мостом. Несколько экстремальных минут с зависанием над водой на тросах, и я уже пью  водичку, вытекающую из-под меловой горы. Затем такой же обратный путь, но уже с парой набранных бутылочек про запас.
Так что белоснежной зимой нас не напугать, природа  хороша в любой ситуации! А дорогим читателям спасибо за компанию в совместной прогулке по курским окрестностям.
Александр БЕЛОУСОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...