Он обезвреживал войну…
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Куряне осиротели. Человек, победивший войну на благо всего мира, последний житель Курской области, удостоенный звания Героя Советского Союза, Михаил Алексеевич Булатов ушел из жизни 3 марта после тяжелой болезни. А ведь казалось, что его умудренный взгляд будет с нами всегда…    
Кенигсберг, ставший Калининградом, – живой памятник мужеству Михаила Алексеевича и его боевых товарищей по 3-му Белорусскому фронту. Потомки победителей все-таки должны знать, в каких краях сражались стратегические объединения войск под командованием, скажем, Георгия Жукова, Константина Рокоссовского и Александра Василевского. Он, кстати, лично вручил курянину Булатову медаль «Золотая Звезда» под №6276.
В Калининграде Михаила Алексеевича встречали с любовью, его имя в самом западном регионе России носили улица и школа, он был кавалером ордена «За заслуги перед Калининградской областью», имел медаль «За заслуги перед городом Калининградом». И буквально за день до кончины Героя, 2 марта, глава горсовета Андрей Кропоткин объявил, что полковнику будет присвоено звание «Почетный гражданин Калининграда», а председатель комитета по социальной политике Анна Апполонова рассказала о скорой установке стелы в честь Булатова… Так отметила Родина его доблесть во время Восточно-Прусской операции, где вершиной славы курянина стал день 6 апреля 1945-го.
…На рассвете 235-я орденоносная стрелковая дивизия 43-й армии под командованием дважды Героя СССР генерал-лейтенанта Афанасия Белобородова пошла на штурм твердыни со 130-тысячным гарнизоном – неприступной согласно всем канонам фортификации. Едва ли не главную роль из всего личного состава отводилась саперному батальону – бойцам, которые, согласно поговорке, ошибаются только раз, с характерной отличительной чертой – скрещенными топориками на петличках. Старший сержант Булатов, командир отделения, получил приказ, почти невероятный по трудности: произвести инженерную разведку шоссе от Раушена. Только по этой дороге, проложенной среди прибалтийских топей, могли пройти на Кенигсберг наши танки. Средневековые непробиваемые форты щерились крупповской сталью и цейсовской оптикой… Даже в утреннем тумане враги увидели продвижение красноармейцев, из бойниц раздались очереди, из четырех бойцов один погиб,  двое были тяжело ранены. Смертельно рискуя сам, командир перевязал товарищей и пополз дальше, вовсе уж в пекло, на простреливаемое шоссе. Более двух десятков так называемых нажимных мин на основе авиабомб, спрятанных под асфальтом, общей массой в две с половиной тонны, – таков был «улов» сапера. Танки с красными звездами без потерь прошли по шоссе, за ними – пехота.
– Никак нельзя было предполагать, что такая крепость столь быстро падет, – вздыхал комендант Отто Ляш, капитулировавший вместе с гарнизоном и заочно приговоренный Гитлером к смертной казни. – Русское командование хорошо разработало и прекрасно осуществило эту операцию. Потеря Кенигсберга – это утрата крупнейшей крепости и немецкого оплота на востоке.
Более 200 воинов, участвовавших в штурме, стали Героями Советского Союза. И в их числе – курянин…
Впрочем, тогда, в 1945-м, Курск для уроженца Южного Урала был, прежде всего, местом Курской битвы – его боевого крещения. С февраля по июль 1943 года 18-летнего парнишку учили бывалые саперы: как ставить и обезвреживать мины, наводить заграждения из колючей проволоки.
– Когда ставишь на взрыв чеку, можно чуть-чуть ошибиться, и мина сработает. Такие случаи были, – вспоминал много лет спустя сам Михаил Алексеевич.
Не забыть курским журналистам утро 12 июля 2018 года, когда отмечался юбилей битвы на Огненной дуге: с Михаилом Алексеевичем удалось пообщаться возле мемориалов северного фаса на Тепловских высотах. Неподалеку, на Орловщине, на берегу речки Зуши 75 лет тому назад он впервые оказался лицом к лицу с врагом. Та ночь для саперов была бессонной: срочно убирались проволочные заграждения, делались проходы в минных полях. А потом ребятам пришлось, как мифическим исполинам, держать на собственных плечах штурмовые мостики… Уже к 18 июля дивизия понесла в наступлении столь тяжелые потери, что ее пришлось переформировать. Но к Орлу фронт придвинулся, и уже недалеко было до первого салюта.
– Пришел я на Курскую дугу, по сути, пацаном, а ушел оттуда солдатом. Это главное, – был убежден старый сапер.
У него было много боевых наград, кроме «Золотой Звезды» и ордена Ленина. И каждая медаль, не то что орден, могли быть посмертными. Так, в декабре того же 1943 года у деревни Сидоры-Фролово Витебской области ефрейтор Булатов под минометным и артиллерийским огнем разминировал дорогу, обезвредив 85 мин одного вида и 46 – другого, а его гимнастерку украсил орден Красной Звезды. Прошло полгода, а часть по шажку продвигалась все по той же Витебской области, настолько яростным было сопротивление оккупантов. Но вот он,  долгожданный прорыв. Михаил Булатов, уже в звании сержанта, обезвреживал проход по минному полю. Командование издало приказ – наградить смельчака орденом Славы III степени.
Строки наградного листа на вторую степень «советского Егория», как называли орден Славы: «Сопровождая самоходные орудия, в тылу у противника уничтожил трех немцев, приготовивших к взрыву мост через реку Арге и зажегших зажигательные трубки. Булатов вырвал горящие трубки из зарядов…».
Второй орден Красной Звезды – память об успешном форсировании реки Лиелупе в Латвии: она судоходная, куда больше Зуши, да и поток огня от агонирующего рейха меньше не стал…
А еще Михаил Алексеевич – единственный из курян, отмеченный сразу двумя наградами Российской Федерации: орденами Дружбы и Почета. Ведь настоящий подвиг  – его заслуги в ветеранском движении, в патриотическом воспитании молодежи. С радостью встречали Михаила Булатова учащиеся и педагоги лицея №6, получившего его имя еще при жизни фронтовика.
Кстати, самому Михаилу Алексеевичу завершить образование удалось лишь спустя несколько лет после Победы, ведь его гарнизонные будни – это вся страна, от Курильских островов до Карпат, от Белого моря до Туркмении и даже до ГДР.
С улыбкой вспоминал Михаил Алексеевич, как в 1956 году пошел в школу… вместе с дочерью, только она – во второй класс, а он – в десятый в вечерней школе рабочей молодежи.
– Поэтому когда в моей деятельности что-то связано со школами,  просто радуюсь успехам ребят и завидую их школьной жизни, – с теплотой рассказывал ветеран.

Вообще он никому не отказывал в беседе или интервью, был прост и сердечен, и даже в последний год жизни тепло обращался к землякам со вступительным словом в книге о курянах – Героях Советского Союза: «Мне очень хочется донести до вас, к счастью, не заставших войны, очень важную для меня мысль: на фронте мы не «геройствовали», а просто выполняли  обыкновенную армейскую работу».
И еще важная черточка его биографии: именно Михаил Алексеевич представлял Курск на торжественной церемонии в Кремле в апреле 2007 года, когда впервые в истории России были присуждены звания «Город воинской славы».
…Курская земля, Челябинская область, Янтарный край России – трудно найти уголок страны, где не отозвалась бы скорбью весть о кончине последнего из славной плеяды кавалеров Золотой Звезды. Но память о Михаиле Булатове будет долго жить не только в хрониках Великой Отечественной, а в сердце каждого, кому выпало счастье жить в одну эпоху с ним и слушать его воспоминания и мудрые отеческие наставления.
Прощание с Михаилом Булатовым состоится 7 марта с 10.00 до 13.00 в центре «Свиридовский» (улица Сонина, 4).
  • Комментарии
Загрузка комментариев...