Успех Курской битвы ковался в апреле
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Успех Курской битвы ковался в апреле


Секретные документы из Ставки Верховного Главнокомандования (высшего органа управления Красной Армией в годы Великой Отечественной войны) теперь доступны всем желающим! Тем более что большинство россиян находится дома, за компьютерами.    
«ГИ» предлагают заглянуть в апрельские дни 1943-го, когда выдающиеся полководцы готовили планы будущих сражений на курской земле.
Итак, 8 апреля маршал Советского Союза Георгий Жуков (звание присвоено 18 января 1943 года, в первый раз с начала войны) докладывал с Воронежского фронта, а точнее, из Курска Верховному Главнокомандующему, чье имя было спрятано под псевдонимом:
«Товарищу Васильеву. 5 ч. 30 мин. Докладываю свое мнение о возможных действиях противника весной и летом 1943 года и соображения о наших оборонительных боях на ближайший период.
…Видимо, противник, собрав максимум своих сил, в том числе до 13-15 танковых дивизий, при поддержке большого количества авиации нанесет удар своей орловско-кромской группировкой в обход Курска с северо-востока и белгородско-харьковской группировкой в обход Курска с юго-востока…
Следует ожидать, что противник в этом году основную ставку при наступательных действиях будет делать на свои танковые дивизии и авиацию, так как его пехота сейчас значительно слабее подготовлена к наступательным действиям, чем в прошлом году. В настоящее время перед Центральным и Воронежским фронтами противник имеет до 12 танковых дивизий и, подтянув с других участков 3-4 танковые дивизии, может бросить против курской группировки до 15-16 танковых дивизий общей численностью до 2500 танков.
Переход наших войск в наступление в ближайшие дни с целью упреждения считаю нецелесообразным. Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьем основную группировку противника».
Как показала история, гений военного дела не только предугадал количество сил противника: в этом донесении он предложил победоносный план! Недаром в июле 2003 года, когда страна отмечала 60-летие Курской битвы, на здании военного комиссариата Центрального округа в торжественной обстановке открыли мемориальную доску в честь работавших здесь в 1943-м легендарных стратегов: Георгия Жукова и его соратников, маршала Советского Союза Александра Василевского и генерала армии Алексея Антонова. Все они были отмечены высшим полководческим орденом СССР –  «Победа», который носили только 16 человек в мире. Увековечение памяти героев состоялось по инициативе краеведа Юрия Бугрова и члена-корреспондента Академии военно-исторических наук, известного многими открытиями, связанными с Великой Отечественной, Александра Манжосова.
Маршал Советского Союза Иосиф Сталин (звание Генералиссимуса было присвоено ему позднее) тотчас распорядился обсудить предложение Георгия Жукова. Тем временем начальник штаба Центрального фронта генерал-лейтенант Михаил Малинин докладывал вождю:
«Учитывая наличие сил и средств, а главное – результаты наступательных операций 1941-1942 годов, в весенне-летний период 1943-го следует ожидать наступления противника лишь на курско-воронежском оперативном направлении. На других направлениях наступление врага вряд ли возможно».
Поделился мнением и командующий Воронежским фронтом Федор Голиков:
«Следует ожидать, что противник перед Воронежским фронтом сможет создать ударную группу силой до 10 танковых дивизий и не менее шести пехотных дивизий, всего до 1500 танков… Эта ударная группа может быть поддержана сильной авиацией численностью примерно до 500 бомбардировщиков и не менее 300 истребителей. Намерение противника – нанести концентрические удары из района Белгорода на северо-восток и из района Орла на юго-восток, с тем чтобы окружить наши войска, находящиеся западнее линии Белгород –Курск…».
Вскоре, 12 апреля, члены Ставки во главе с Иосифом Сталиным приняли важнейшее решение. Скорее всего, летнее наступление вермахта будет преследовать главную цель: окружить и уничтожить войска Центрального и Воронежского фронтов. В качестве ответа на это намерение решено было обескровить врага в оборонительных боях, а затем перейти в контрнаступление. Войскам обоих фронтов был отдан приказ приступить к созданию беспрецедентно глубокой и прочной обороны.
Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...