Незрячим помогает «цифра». И не только
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Санкт-Петербург готов предоставить курскому Центру реабилитации слепых один комплект оборудования системы «Говорящий город», которая помогает инвалиду по зрению ориентироваться в пространстве. В качестве демонстрационного варианта его разместят на музыкальном колледже-интернате слепых.    
Об этом корреспонденту «ГИ» рассказал руководитель центра Артем Михальский. По его словам, доступность улиц и учреждений не единственная трудность, с которой сталкиваются незрячие куряне. Помочь им адаптироваться к нормальной жизни как раз и призван реабилитационный центр на улице Маяковского, 93а.
Программы помощи
Система «Говорящий город» Санкт-Петербурга дорогостоящая, но очень облегчает жизнь инвалидам по зрению. Что она предлагает? На каждом социально значимом объекте располагают маячок – нажимаешь кнопку в программе и узнаешь, что за здание перед тобой и где вход.
Транспортные средства оборудованы такими же устройствами. Слепой пассажир знает, какой автобус подъезжает к остановке. У водителя тоже загорается кнопка – показывает, что на остановке незрячий, его нужно посадить в автобус.
Реабилитация
Центр был создан 15 лет назад по инициативе председателя Курской областной организации Всероссийского общества слепых. Подобную реабилитационную помощь оказывают лишь в Питере, Нижнем Новгороде, Волоколамске, Ейске и Железногорске. Последний центр имеет несколько другую специфику, предусматривая проживание.
В центре помогают и взрослым, и детям. Но здесь представлена реабилитация не медицинская, а комплексная: бытовая, социокультурная, психологическая, спортивная.
Самое сложное в работе с инвалидами по зрению – привести в норму их психологическое состояние. Если человек с детства слепой, с ним работать проще. Когда инвалидом становятся в зрелом возрасте, нужно искать особый подход.
Первым делом в центре заводят карту реабилитанта. Начальный комплекс рассчитан на три месяца. Воспитанник обходит специалистов, рассказывает, чему хочет научиться – на это будет сделан упор при реабилитации. Один из самых востребованных навыков, которым здесь обучают, – работа с сенсорным телефоном, компьютером.
Есть ребята, которые никогда не готовили, – в кабинете бытовой реабилитации для них оборудована кухня. Научат и стирать, и гладить. А еще расскажут, как дойти до магазина, как там себя вести.

Доступная среда
Жизнь инвалидов по зрению очень ограничена: как правило, они выходят из дома только за покупками в ближайший магазин. Поездка на рынок или в больницу уже представляет сложности – приходится
обращаться к помощи волонтеров. Маленькая, но важная для инвалидов по зрению победа – появление автоинформаторов в курском транспорте.
Чтобы найти нужный объект и ориентироваться в пространстве, незрячим необходимы тактильно-наземные указатели. Но они есть не везде. В качестве положительного примера Артем приводит Сочи, которому в плане доступности среды помогла Олимпиада: перед масштабными состязаниями тактильную плитку положили во всем городе.
Также необходимо специальным образом оборудовать переходы и поставить стенды на площадях, чтобы слепой человек знал, какие объекты находятся вокруг него, чтобы не споткнулся о малые архитектурные формы. Большую помощь незрячему оказывает дублирующая звуковая информация. В идеале все входные группы должны быть оборудованы звуковыми маячками.
Ориентироваться в пространстве незрячим помогают мнемосхемы. Хорошая есть в ЮЗГУ, а не так давно «компас» ля слабовидящих установили на железнодорожном вокзале. Правда, не на том уровне. По словам Артема Михальского, мнемосхемы следует размещать справа от входа на расстоянии 2-3 метра, чтобы слепой легко ее нашел.
Информационные таблички должны быть продублированы шрифтом Брайля и располагаться на контрастном фоне, потому что при потере зрения последнее, что видит человек – желтый цвет. Такого же цвета должны быть стикеры на двери, полосы на первой и последней лестничных ступенях, тактильная плитка.

Работа, школы и детские сады
На территории Центра реабилитации есть свой цех, но сейчас там трудятся   шесть человек. Раньше незрячие работали в две смены. Ассортимент производимой продукции тоже сократился: здесь выпускают салфетки, мебельную фурнитуру. Основную площадь занимают арендаторы.
Артем Михальский отмечает: с трудоустройством инвалидов по зрению ситуация крайне тяжелая. Многие работодатели не хотят брать таких сотрудников, ведь для них нужно обустроить спецместо. Так, например, на компьютере должна стоять программа речевого доступа. Рабочее место следует расположить у окна под определенным светом. В зависимости от вида производства, добавляются какие-то другие требования.
Что касается выбора профессии, то многие инвалиды по зрению оканчивают медколледжи. Наиболее востребованный находится в Кисловодске – специализированный по массажу. Полученные там навыки дают шанс на хорошее трудоустройство. Даже в спортивных командах есть слепые массажисты, а кто-то старается открыть частный кабинет.
С общим образованием дела обстоят сложнее.
– Боремся за то, чтобы открыли интернат для слепых и слабовидящих детей. Ближайший – аж в Липецке, дети вынуждены жить и учиться там, – продолжает Артем.
В некоторых школах есть инклюзивные классы: в 39-й ребенок с очень плохим зрением ходит на занятия с тьютором, в 57-й работает класс охраны зрения.
В четырех курских детских садах созданы специализированные группы, но мест в них мало. Да и в школах по нормативам в классах охраны зрения могут обучаться не более 12-15 человек – туда не так просто попасть.
Некоторые родители чрезмерно опекают ребенка-инвалида, что может только навредить ему. Такие дети «не выпадают» из жизни, им доступны радости обычного человека. Артем привел личный пример: его дочка – инвалид по зрению, но ни в чем не ограничена: горка, велосипед, скейт, баскетбол, футбол. Девочка сама возвращается из школы и гуляет без сопровождения.
Анастасия МАРТЫНЕНКО.
Фото с vk.com/crskoovos.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...