Есть ли смысл в одиночном протесте?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Есть ли смысл в одиночном протесте?


В Курском государственном театре кукол премьера. Жан Ануй «Антигона». «Антигона» в театре кукол? – удивятся те, кто этот театр не знает. А те, кто знает, станут изучать афишу: когда?    
Пьеса, написанная почти 70 лет назад и лет 20 назад названная одним авторитетным театральным критиком неактуальной, устаревшей и по поэтике, и по идеологии, все эти годы ставится тем не менее на многих сценах. И вот что удивительно: так созвучны сегодняшним дням слова и мысли героев, так напоминают подчас диалоги из социальных сетей и многочисленных ток-шоу, что тянет заглянуть в текст: а не вмешался ли в него режиссер, не добавил ли своего? Нет, не добавил. Разве что изрядно сократил текст, не исказив при этом главного.

Сразу расставим точки над «i». Из всех спектаклей курского театра кукол этот – самый некукольный

Двойники из неживого мира даже не у всех героев есть. И все-таки, присутствующие на сцене безмолвные Антигона и Креон, куклы не появляющихся вживую ни в спектакле, ни в пьесе Полиника и Этеокла – вовсе не реверанс специфике театра, а некий катализатор конфликта, дополнительный аргумент в споре главных героев. А еще – намек на вечную злободневность проблемы выбора. Неслучайно Виктор Никитин, верный союзник и соавтор поставившего спектакль Валерия Бугаева, сделал кукол белыми, словно высеченные из мрамора античные статуи.
С пектакль идет без антракта 1 час 40 минут, которые пролетают быстро. Мне, во всяком случае, ни разу не захотелось взглянуть на часы.
Неспешно начинающееся повествование постепенно закручивается в тугую пружину главного конфликта. И что с того, что зритель с самого начала знает, кому суждено умереть, а кто продолжит путь земной. Дуэль мировоззрений, жизненных позиций не даст расслабиться, а симпатия, как ни странно, оказывается то на одной, то на другой стороне.
Юная восторженная порывистая и абсолютно уверенная в своей правоте – такой предстает Антигона в начале спектакля. Сразу оговорюсь: исполнительниц заглавной роли две – Юлия Ризак и Ирина Слюсарева, но мне довелось увидеть только первую. Говорят, они разные, и каждая по-своему интересна.
Не просто и не враз взрослеет Антигона Юлии Ризак. Бодро-радостная интонация в первых сценах сбивает с толку, удивляет и даже, пожалуй, раздражает. И только потом, в самом конце, когда она в разговоре со стражником негромким бесцветным голосов говорит: «Я сейчас умру», становится ясно, какой путь взросления прошла ее душа, как непросто далось ей решение остаться верной себе и долгу. Долгу – в ее собственном понимании и не факт, что это понимание единственно верное.
Тоненькая большеглазая девочка, еще ничего не видевшая в этой жизни, едва познавшая первую любовь, идет на нарушение приказа могущественного Креона вовсе не потому, что считает себя неуязвимой по праву племянницы и будущей невестки правителя, как искренне считает Креон. Да она, собственно, не вполне задумывается о последствиях: я должна выполнить свой долг, похоронить брата. Это «должна» окутано романтическим флером, и нарушение запрета кажется едва ли не приключением. Зато позже, узнав неприглядную тайну его гибели, узнав от дяди, что доподлинно даже неизвестно, труп которого из братьев – Полиника или Этеокл – оставлен под палящим солнцем, пережив шок этого откровения и едва не сломавшись (Креон: «Что же ты теперь будешь делать?». Антигона: «Пойду в свою комнату».), принимает решение осознанное. И зритель вместе с повзрослевшей Антигоной понимает: это делается уже даже не ради брата, ради себя. Ибо сказавший однажды «да» уже несвободен, он навсегда утрачивает право на «нет». Как Креон, давно сделавший свой выбор. Он ведь тоже не всегда был таким. Слушая Антигону, он, сегодняшний, вспоминает себя «худого и бледного, тоже мечтавшего о самопожертвовании»…
Характер правителя Фив не претерпевает изменения за время действия, но зрителю открывается постепенно. С ювелирной точностью ведет роль Игорь Семяновский, заставляя зал переживать противоречивые чувства.
Вот первое появление Креона. Он спокоен, если не сказать, расслаблен. На мысль о заслуженном отдыхе наталкивает халат – мягкий, пушистый домашний халат. Разве что цветовая гамма будит воспоминания о другом герое, том, что в белом плаще с кровавым подбоем. Креон тоже, как тот, булгаковский, попытается спасти невинную душу. И голос его будет мягок, интонации задушевны, воспоминания о подаренной некогда кукле трогательны и по-домашнему достоверны. Он еще не понимает, что эта девочка, хрупкая внешне, наделена удивительной силой человека, верящего в то, что каждый должен исполнить свой долг. А поняв, приходит в бешенство – от собственного страха и ... от зависти к чужой свободе.
Словесная дуэль Антигоны и Креона накалена так, что становится трудно смотреть, трудно дышать, трудно оставаться просто свидетелем. Креон Семяновского тоже убежден в своей правоте и искренне недоумевает, почему это юное создание отказывается от радостей жизни и готово принять смерть? То срываясь в крик, то переходя на шепот, который страшнее крика, он почти побеждает в споре, почти убеждает Антигону в бессмысленности ее жертвы. Но понимание, что один компромисс неизбежно повлечет другие, заставляет героиню продолжить гибельный путь.
И она не одинока. Ее сестра Исмена (Анастасия Окунева) предстающая поначалу человеком из лагеря Креона, платья и танцы занимают ее куда больше нравственных дилемм, принимает правду сестры. «Я пойду с тобой», – говорит она. И ей веришь. «Неужели ты думаешь, что я примирюсь с этой вашей жизнью?» – вторя возлюбленной, говорит отцу Гемон, тоже делающий свой выбор.
Роль влюбленного юноши не столь многоцветна, выигрышна, как, скажем, Креона. Но Александр Титов за немногие моменты пребывания на сцене сумел вылепить характер убедительный и мощный, в котором уживаются нежность и мужество.
Несомненная, на мой взгляд, удача – роль стражника. Руслан Евстигнеев делает своего героя понятным и даже смешным, напоминающим бравого солдата Швейка. Это в какой-то момент снижает накал страстей, но не разрушает конфликт, а только делает более понятными, своими его участников. И градус сопереживания возрастает.
Хор и Пролог, отдельные герои у Ануя, превращаются у режиссера в дуэт – слаженный, чуть ироничный, отстраненный, как и положено, от происходящего. Безукоризненно элегантные и синхронные, словно эстрадные чечеточники, Вадим Козлов и Юрий Лисняк как бы предлагают зрителю слегка расслабиться, мол, не всерьез все это, театр-с! Зато пластические этюды, напротив, добавляют напряжения и драматизма действию.
Светла и бескомпромиссна Антигона, трусоват и циничен Креон. Жаль девочку, но и корабль по имени Государство кому-то вести надо, заделывая на ходу пробоины, меняя курс. И каждый в зале волен стать на ту или другую сторону. Как и в жизни.
Р ежиссер спектакля Валерий Бугаев рассказал, что мысль о постановке «Антигоны» возникла очень давно, в конце 60-х, когда он по большой удаче купил двухтомник пьес Жана Ануя, истратив на него львиную долю студенческой стипендии. В самом начале карьеры в Курском театре, когда в коллектив пришла молодая актерская семья – Лена Печкуренко и Игорь Семяновский, совсем уж было решил ставить, но не сложилось. И вот теперь, наконец, все сошлось. Спектакль родился. И хочется пожелать ему счастливой долгой жизни и умного зрителя.
Автор: Людмила ТРЕТЬЯКОВА.
Фото Александра МАЛАХОВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...